Размер шрифта
-
+

Катехизис. Конспект лекций - стр. 20


2.7.4. О личных свойствах Божественных Лиц

При единстве Своего существа, Три Ипостаси Божества имеют Свои личные особенности.

Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица. «Отец имеет жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26), – говорит Спаситель.

Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца. На это ипостасное свойство Сына указывает ряд мест Священного Писания. «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты; Аз днесь родих Тя» (Пс. 2:7). Святой апостол Павел пишет, что Сын Божий – «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).

Бог Дух Святой предвечно исходит от Отца. «Дух истины, Который от Отца исходит, – учит Господь Иисус Христос, – Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:25).

В чем различие ипостасных свойств рождения и исхождения, Священное Писание не объясняет. Это является Божественной тайной: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10).

2.8. Учение о Боге Вседержителе и Творце мира видимого и невидимого

Слова Символа веры «Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» утверждают, что Бог есть Творец всех видимых и невидимых созданий.

Поскольку «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16), то трудно и представить себе, какое другое побуждение к творению мира могло бы быть у Бога, кроме Божественной любви.

Цель творения – блаженство тварей и слава Божия. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Благой и Преблагой Бог по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, пользующееся Его благодеяниями и причастное Его благости».

Слова «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» взяты из следующих мест Священного Писания:

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1);

«Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

Под словом «земля» в Символе веры следует понимать не только землю в прямом смысле, но и весь животный и растительный мир. Так же и под «небом» – не только воздушное пространство, окружающее нашу землю, но и невидимый ангельский мир. «По ограниченности, по неведению нашему, – учит святой праведный Иоанн Кронштадтский, – небесная твердь кажется нам пустой, безжизненной, между тем там-то и есть вся жизнь, а на нашей земле только ничтожная частичка жизни».


2.8.1. Учение об Ангелах. Ангелы-хранители. Появление зла в мире невидимом

Ангельский мир занимает первое место в ряду сотворенных существ. Священное Писание дает ряд указаний на то, что Бог сотворил Ангелов прежде видимого мира. В Книге Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Здесь под «небом» имеется в виду именно мир невидимый (духовный), т. к. физическое небо («твердь») было создано во второй творческий день (Быт. 1:8), а звезды – в четвертый (Быт. 1:14).

Страница 20