Размер шрифта
-
+

Канонические постановления Православной Церкви о священстве - стр. 8


Правила Поместных Соборов


Начиная с IV века до половины V века насчитываются 58 Поместных Соборов Православной Церкви. Некоторые из них были широко известны как на Востоке, так и на Западе в силу того, что предметом обсуждения на них служили важнейшие догматические вопросы, выносившиеся впоследствии и на Соборы Вселенские.

В совокупности на них было издано более тысячи правил (1120), которые в подавляющем большинстве своем сегодня представляют лишь исторический интерес, не войдя в сборники действующего в настоящее время церковного права. Однако правила восьми из них приняты как общецерковные на Трулльском Соборе (Трулл., 2; см. также: VII Всел., 1). С тех пор и по настоящее время они входят в состав канонического корпуса текстов Православной Церкви и помещаются во все сборники действующего канонического права. Это Соборы: Анкирский, Неокесарийский, Гангрский, Антиохийский, Лаодикийский, Сардикийский, Карфагенский и Константинопольский.

К этим восьми Соборам причисляются также два Собора, бывшие при патриархе Фотии в IX веке: так называемый Двукратный Собор и Собор, бывший в храме святой Софии. Авторитет этих Соборов в Греческой Церкви сравним с авторитетом Вселенских Соборов, и правила, изданные ими, вошли в «Книгу правил» как ныне действующий церковный канон.

Анкирский Собор

Анкирский Собор состоялся в 314 году в Анкире, главном городе Галатии. Он был созван после прекращения жестоких гонений на христиан, бывших при императоре Максимине. Многие христиане, из страха мучений отрекшиеся от Христа, стремились вновь вступить в Церковь. Поводом к созыву Собора и стало рассмотрение вопроса о возможности возвращения в церковное общение падших. На Соборе присутствовали только 18 епископов, но они представляли почти все части Сирии и Малой Азии.

Анкирский Собор издал 25 правил. Десять из них (1–9, 12) имеют непосредственное отношение к главной теме и определяют церковные епитимии для разных категорий отпавших, в зависимости от того, действовали они по принуждению или добровольно; остальные относятся к общей церковной дисциплине и иерархическим отношениям в Церкви, вопросам подчинения клириков своим епископам. Десятое правило этого Собора, говорящее о браке диаконов после рукоположения, примечательно тем, что было отменено на Трулльском Соборе (Трулл., 6).

Неокесарийский Собор

Неокесарийский Собор состоялся вскоре после Анкирского, но до Первого Вселенского Собора, то есть в период времени между 314 и 325 годами, в городе Неокесарии, втором по значению в Понте после Анкиры. В нем принимало участие 24 епископа.

Страница 8