Канонические постановления Православной Церкви о священстве - стр. 12
Собор издал три правила, касающиеся церковной дисциплины, в которых, в частности, подвергается отлучению от Церкви мирянин, дерзнувший бить или подвергать преследованию епископа (3).
Правила святых отец
Кроме правил Поместных Соборов, к поместному церковному законодательству относятся также и так называемые правила святых отец. По происхождению они не являются собственно законодательными нормами – по существу это распоряжения и предложения предстоятелей различных Поместных Церквей или же их частные мнения по тем или иным вопросам церковной дисциплины, высказанные в посланиях другим лицам. Впоследствии эти частные мнения были приняты всей полнотой Православной Церкви, и тексты, в которых они содержались, были разбиты по темам на отдельные правила, каждому из которых был присвоен соответствующий порядковый номер. В таком виде они и были занесены в сборники Соборных правил, утверждены Трулльским Собором и таким образом приобрели характер общеобязательных церковных норм наравне с правилами, изданными в церковно-законодательном порядке. Трулльским Собором перечисляются правила следующих отцов Церкви, включенные в канон:
III век
4 правила священномученика Дионисия Александрийского († 264), извлеченные из наставления по частным вопросам, предложенным святому Дионисию для разрешения Василидом, епископом Пентапольским.
14 правил священномученика Петра Александрийского († 311), извлеченные из его Слова о покаянии, в которых затрагивается вопрос о принятии в церковное общение отпадших от веры во время гонений на христиан, и одно правило о посте в среду и пятницу, взятое из Слова на Пасху.
12 правил святителя Григория Неокесарийского († ок. 270), взятые из послания к архиепископу Александрийскому. Они направлены против тех христиан, которые унижали свое звание тяжкими преступлениями, допущенными во время нападения готов на страны, входившие в область, которой управлял святитель Григорий. Последнее правило представляет образ древнего публичного покаяния в его первоначальном строжайшем виде.
IV век
3 правила святителя Афанасия Великого (326–373), извлеченные из его Слова о праздниках и двух посланий. В одном из них говорится о непроизвольном ночном осквернении тела.
92 правила святителя Василия Великого (330–379), извлеченные из посланий святителя. Многие из них имеют своим предметом вопросы, относящиеся к заключению браков. Правила Василия Великого пользовались столь большим уважением на Востоке, что из всех правил святых отцов только они были включены в древнейший сборник церковного права – сборник Иоанна Схоластика.