Камасутра - стр. 10
Последователи Бабхравьи, однако, учат, что женщина извергает любовное семя с начала соития и до его окончания, и это нужно для зачатия, и не может быть по-иному, ибо без семян нет завязей. Вот возражение: в начале соития желание женщины умеренно, ей претит чрезмерный пыл любовника; но потом ее страсть разгорается, вожделение усиливается; женщина забывается и, наконец, желает прекратить соитие. Это лживое возражение, ведь даже гончарный круг или волчок кружится сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Так же и страсть женщины увеличивается постепенно, и она стремится прекратить соитие, когда все ее семя истечет. Вот стихотворение: «Извержение семени у мужчины происходит только в конце соития, семя женщины истекает постоянно, и когда семя обоих истощится, тогда они желают прекратить любовный акт».
Наконец, Ватсьяяна считает, что семя женщины извергается так же, как и семя мужчины.
Спрашивают: если мужчины и женщины одинаковы по своей природе и идут к одной цели, почему они должны вести себя по-разному, чтобы достичь ее? Ватсьяяна говорит, что так происходит от того, что понимание удовольствия и пути его достижения у мужчин и женщин различны. Разница в способах происходит от того, что мужчина действует, а женщина подчиняется и принимает действия, и это в мужской и женской природе; хотя бывает так, что действующий становится покорным, однако потом снова возвращается к своему способу. От различия в способах достижения цели происходит различие в мыслях о наслаждении; вот мысль мужчины: «Я беру эту женщину»; вот мысль женщины: «Этот мужчина берет меня».
Спрашивают: если пути удовольствия у мужчины и женщин различны, то не должно ли и наслаждение, которое они получают, пройдя каждый своим путем, разниться? Это шаткое возражение, ибо различие в способах проистекает от того, что мужчина покоряет, женщина покоряется. Различия в удовольствии быть не может, ибо и мужчина, и женщина одной природы и получают наслаждение от самого соития, и неважно, каким путем они идут к удовольствию.
Но можно возразить: когда люди делают общее дело, то и цель у них одна; здесь же мужчина и женщина идут каждый к своей цели, и, значит, это утверждение неверно. Это ошибка, ведь часто две цели достигаются одновременно: даже в столкновении двух баранов или в схватке борцов. Если же скажут, что там совершаются одинаковые действия и нет различий между участниками, то следует ответить: мужчина и женщина по своей природе одинаковы, различия в способах проистекают только из их внешнего различия, и мужчины получают то же удовольствие, что и женщины. Здесь приводится стих: «Природа мужчин и женщин – одна, удовольствие одно, а потому пусть мужчина берет в жены такую женщину, которая будет любить его».