Калиостро и египетское масонство. Хрестоматия - стр. 29
Конечным итогом данных операций должен стать широко известный рядовому читателю по художественной литературе «эффект полного омоложения по Калиостро», а также установление контакта с ангелами и самим Богом. Эти катехизисы не имеют аналогов в масонской литературе за одним исключением: они фактически буквально следуют ритуальной практике и теоретическому учению Мартинеса Паскуалиса и его учеников – Избранных Коэнов [Рестиво 2010: 2]. Даже при условии недоказуемости прямого заимствования и ограниченной доступности ритуальных текстов этого братства можно утверждать, что современных источников по практической теургии у Калиостро было не много, и перенять ее он мог либо у Избранных Коэнов, либо, как полагает Д. Лабур, напрямую у немецких розенкрейцеров – наследников традиции Михаэля Майера (Лабур считает упоминание о том, что Калиостро в 1779 г. проезжал через города, где ранее встречались розенкрейцеры, достаточным обоснованием утверждения, что он, следовательно, был посвящен в их таинства) [Лабур 2010: 5].
С 1816 г. ритуалы «Arcanum Arcanorum» Калиостро были введены в практику Устава Мицраима, когда он перешел под власть Великого Востока Франции. Там они были помещены на место высших степеней (97º, 98º, 99º), которые до тех пор существовали исключительно как административные, не имевшие собственного ритуала и выдававшиеся в знак признания заслуг и занятия тем или иным лицом определенной руководящей должности. С тех пор большинство «египетских» послушаний французского и итальянского происхождения успели отказаться от этих ритуалов как никогда до 1816 г. не составлявших часть обрядовой практики послушания, а иногда – и от соответствующих степеней вообще (количество степеней в различных «египетских» масонских уставах варьируется) [Burt 2005: 150]. В настоящее время «степени Калиостро» официально значатся в реестрах, по разным данным, двух или четырех масонских «египетских» организаций, не являющихся мейнстримовыми. Имеются данные о применении описанных в них ритуальных практик в магических и мистических обществах вне масонства – у мартинистов разных деноминаций, у розенкрейцеров и в нескольких ветвях последователей посвятительной традиции Герметического Ордена Золотой Зари. В англо-американской традиции о «степенях Калиостро» фактически не встречается упоминаний в ритуалах «египетских» лож, которые либо работали по частично переработанным ритуалам Шотландского Устава, либо создавали собственные ритуалы на основе «Крата Репоа» и произведений «романтической египтологии» XIX века (Восточный Устав Мемфиса К. Бёрта и затем Дж. Яркера) [Caillet 2003: 350].