Размер шрифта
-
+

Какого цвета удивление? - стр. 3

Особенно чувствительных к эстетическому детей называют эмотивными. К ним нужен свой подход, с учетом их ранимости, впечатлительности. Такой ребенок может заплакать от прочитанной сказки, печального эпизода в кинофильме или мультфильме. Таких детей не следует сильно перегружать информацией, главное – более осторожно подбирать художественные произведения. Обычно они любят сами создавать художественные образы, сочинять истории и так далее. Взрослые должны поощрять эти способности.

Психологи и педагоги пытаются определить понятие творческих способностей ребенка и подойти к их практическому изучению. Педагоги художественных школ и студий стремятся к тому же, но эмпирическим путем. В настоящее время продвижение в деле изучения творческих способностей не может быть достигнуто без содружества обеих сторон. Причем важно осуществлять сотрудничество таким образом, чтобы психолог, изучающий проблемы формирования и развития творческих способностей, непосредственно соприкасался с самим педагогическим процессом.

У нас в стране комплексным изучением художественного творчества занимается и координирует его постоянная комиссия, работающая в составе Научного Совета по истории мировой культуры Академии наук СССР. Это – новое направление в искусствоведении и ряде дисциплин, касающихся духовной жизни человека.

Наблюдая экзаменационный процесс, процесс оценки работ в художественных школах, заметим, что педагоги интуитивно проделывают ту работу, в отношении которой психолог-диагностик владеет конкретными средствами. В самом деле, когда он хочет исследовать личность человека, то его интересуют основные составляющие: прежде всего свойства темперамента, характера, мышления, памяти, воображения, эмоциональность, креативность (феномен творчесткости) и так далее. Правда педагогов интересует еще формирование навыков, умений, знаний, но для детей, занимающихся художественным творчеством, этого явно недостаточно. Видимо, есть нечто, чему нельзя научиться, но к чему можно подвести – к творческому развитию.

Вспомните, летали ли вы во сне? Обычно такое бывает в детстве. Цветные, яркие сны, похожие на сказку. С образом, символом полета связано представление о полной свободе, независимости, о том, что все силы, которые мешают или препятствия удалены, а маленький человек пользуется в полной мере своими силами. Быть как птица, как ветер, как облако – значит символически стремиться к свободе. Возникает вопрос: существует ли возможность регулирования посредством сознания сферы бессознательного? Это допускают и признают советские психологи, хотя здесь еще очень многое неясно и многое не доказано экспериментально. В частности, психолог Л. С. Выготский писал: «Обучить творческому процессу, акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них выдавать процессы бессознательные» (Выготский Л. С. Собрание сочинений. – М., 1982.-Т. 2. – С. 10).

Страница 3