Как возделывать почву в саду знаний - стр. 5
(тоже по Клавалу):
1. Религии основаны на двойственной метафизической сущности природы (и человека в том числе), а социальные идеологии – на единой материальной сущности природы, но утверждают так же необоснованно (с научной точки зрения) как и религии, что «тот мир» – это наш мир в будущем, если общество будет построено «правильно».
Эту разницу довольно легко объяснить в совокупности с главной философской таксономией идеализма: религии, как правило, принадлежат к направлению объективного идеализма, а социальные идеологии, как правило, принадлежат к направлению субъективного идеализма.
Объективный идеализм – это признание первичности сознания (духа) и вторичности материи, при котором главной основой всего сущего считается некое «мега-сознание» как объект, отдельный от субъективного, личного сознания и часто потусторонний – «абсолютный дух», «мировой разум», бог, несколько богов, духи природы и т. д.18 (поэтому объективный идеализм ещё иногда именуют как «абсолютный идеализм» – далее в обсуждении мы будем в основном использовать именно этот термин, поскольку тема данной работы связана с объективным восприятием действительности, которую мы никоим образом не хотим путать с идеализацией воспринимаемого). Утверждения объективно-идеалистического толка обычно распознать не очень сложно, потому что они, как правило, основаны на «потусторонней» метафизике и носят открыто догматический характер.
Субъективный идеализм традиционно определяется как признание первичности личного сознания субъекта (наблюдателя) и вторичности объективной (наблюдаемой) материальной действительности, вплоть до полного отрицания её отдельного существования19. Одним из наиболее известных и радикальных примеров является философия епископа Джорджа Беркли20 (хотя там есть и «примеси» объективного идеализма).
Однако, определение субъективного идеализма надо расширить и на любое существенное преобладание идей о материальной действительности над анализом фактов, т. е. и на те случаи, когда это происходит в намеренно скрытой, или даже в подсознательной, форме (таким образом удалив слово «признание» из определения выше). Это необходимо сделать просто потому что большинство субъективно-идеалистических воззрений у обычных людей не являются такими декларативными, радикальными и всеобъемлющими как у Беркли.
Распознавать субъективно-идеалистические взгляды не так просто, поскольку они как правило не содержат идей о «потусторонней» метафизике, поскольку они могут составлять относительно небольшую часть всего мировоззрения носителя и поскольку они даже могут иметь некоторое материальное обоснование (подходящие примеры, выборочные факты и т. п.), таким образом «маскируясь» под материализм! Многие суждения социального характера легко попадают под это расширенное определение субъективного идеализма. Например следующее утверждение необходимо считать субъективно-идеалистическим, если нет поддерживающих данных, которые соответствуют ему по объёму, по сложности и по надёжности: