Размер шрифта
-
+

Как возделывать почву в саду знаний - стр. 4

5) открытая фикция и прочие художественные произведения.


Важно отметить, что хотя современная наука и ушла далеко вперёд от её предшественницы времён Галилея в методологическом плане, она относительно молода… Научный метод приобрёл современный вид только в начале XX века – в то же время, что и теория вероятностей13 (несмотря на то, что сами понятия хаотичности и вероятности14 рассматривались ещё в средние века, а статистические методы стали использоваться в науке в первой половине XIX века). Как бы то ни было, на сегодняшний день хаотичность природы наблюдается посредством всех естественных и социальных наук, что в целом сильно противоречит идее о вмешательстве каких-либо метафизических факторов в природные процессы. Подробное научно-популярное разъяснение находится в дополнении А.


Также, нынешняя гиперинформационная среда просто требует, чтобы человек, ищущий знания, обладал «информационной грамотностью» и не был носителем «информационной псевдодебильности»15, о которой пишет психиатр и психотерапевт Андрей Курпатов в книге «Чертоги разума»16. То есть в наше время человек должен быть специально подготовлен к поиску, отбору и потреблению наиболее объективных знаний и новостей.

Верования

Религии и социальные идеологии – это системы верований, которые основаны на двойственной идеалистической интерпретации мира – помимо настоящего материального мира есть ещё и «тот мир».


Типичные базовые концепции, являющиеся общими среди систем верований этих двух видов, про которые пишет Пол Клавал в своей книге «The Changing World Religion Map»17, с разъяснениями:

1. «Тот мир» лучше нашего обозримого мира – он очень справедливый, всего хватает и т. п.

2. Носители системы часто наделяются превосходством над природой в целом или над другими людьми, например: «человек – венец творения Божьего», «мы – избранный народ» и т. п.

3. Будущее в «том мире» формирует модель личного и общественного поведения в настоящем.

4. «Тот мир» или «правильная история» не ставится под сомнение. Это не обязательно является формальной частью системы, но обязательно присутствует и, более того, является достаточным условием.

Из-за последнего пункта иногда наблюдается интересный феномен «деградации» в целом материалистических философских учений до уровня идеологий – если кто-то слепо следует какому-то материалистическому философскому учению, то по отношению к этому конкретному носителю это конкретное учение является именно идеологией (привет диамату в СССР).


Главное различие между религиями и социальными идеологиями

Страница 4