Размер шрифта
-
+

Как возделывать почву в саду знаний - стр. 23

(утилитарное, тривиальное) использование таких слов как «хорошо» или «правильно», а есть абсолютное (идеальное) использование тех же самых слов, и что смысловое расстояние между этими употреблениями невозможно сократить полностью. Современный пример – канадский клинический психолог и публицист Джордан Питерсон считает, что нравственность нужно культивировать отдельно и что ещё совсем не ясно что из чего вытекает (нравственность из рациональности или наоборот – рациональность из нравственности), особенно в культурном смысле в масштабе общества. Он выразился художественным образом по этому поводу так: «ты не можешь быть неверующим в своём действии»36.

Автор сего опуса находится на стороне Витгенштейна и Питерсона и считает, что определённые идеальные понятия критически важны для нас, т. е. что мы всё-таки не можем их вообще не рассматривать и не использовать.

Идеальное – общие свойства

Самым главным недостатком идеального является разорванность процесса восприятия на уровне индивида. Мы что-то где-то слышали, что-то прочитали, нам что-то внушили в детстве, но обратная связь идеальных представлений в уме отдельно взятого человека с реальностью очень плохая (она хорошо заметна только на уровне больших популяций и в долгосрочной, эволюционной перспективе). Андрей Курпатов выразился по этому поводу следующим образом в книге «Чертоги разума»:


Никакой корректирующей информации, которая бы позволила вам заметить, что вы «обознались», тут практически нет: что вы себе вообразили, как вы себе всё объяснили – то вы и думаете, так вы это и «воспринимаете»… «Идеальное» не даёт нам обратной связи. А если же какие-то факты имеют наглость противоречить нашим установкам, то мы находим им уничижающее объяснение, используя практически неограниченные возможности говорливого левого полушария

Страница 23
Продолжить чтение