Как управлять собой и другими с помощью НЛП - стр. 1
Предисловие
С чего начинается НЛП – даже не вопрос. Вопрос совсем в другом: с чего начинать НЛП вам, уважаемый читатель. И с тех пор, как в 2001 году появилось первое издание книги Анвара Бакирова, на этот вопрос есть вполне достойный ответ. Начните с этой книги. Начните вместе с десятками тысяч тех, кто получил первое представление о НЛП с веселых, практичных и понятных страниц, а не с занудных академических описаний.
Сказать честно, вам, читатель, откровенно повезло. Когда (в начале девяностых) с НЛП знакомились мы с друзьями и коллегами, нам достались невнятные переводы, слухи и догадки, а позже многочисленные переписывания одного и того же. Да еще и на темы психотерапии. В результате в России сложилось очень странное представление об НЛП. Представление как о:
• серьезной
• науке
• психотерапии.
Здесь все неверно! НЛП – это прикладные (а не академически научные) техники для жизни (а не для серьезных или околосерьезных рассуждений по поводу) нормальных, здоровых людей (а вовсе не ущербных на голову).
И тот, кто НЛП с интересом занимается, – вовсе не озабоченный судьбами человечества скорбный терапевт, а вполне жизнерадостный и занятый своими делами товарищ.
Тогда откуда же такой странный имидж? Думаю, нам с НЛП в России поначалу просто не подфартило. Из всего огромного, богатого и разнообразного модельного багажа НЛП нам достались именно терапевтические техники. Почему? Все просто: именно эти техники имелись в открытом (дешевом!) доступе. А вот люди, подхватившие их (психологи и психотерапевты), уже в силу собственной профессиональной ориентации были склонны видеть в окружающих «проблемы». Причем чем «серьезней» и «глубиннее», тем лучше. Ведь если рядом с профессионалом душеспасения нет изрядно проблемных людей, то… начинает страдать гордость. Да и гонорар. Словом, как там у Ильича с Марксом? «Бытие определяет сознание»?
Итак, дешевая часть НЛП досталась психологам и терапевтам – людям суровым, привыкшим видеть беду и слезы. Тут уж не до шуток. И не до попыток. Тут нужна «наука», нужны ограничения и правила, нужен «серьез». И пошли серьезные книжки. И серьезные тренинги. И разговоры.
Когда мне впервые довелось повидать отцов– и матерей-основателей НЛП, а также их первых коллег, я изрядно удивился, насколько они не вписывались в пьедестальные образы скорбных спасителей человечества. Здоровые, бодрые, дурашливые люди с огромным чувством юмора в глазах, казалось, тоже были озадачены мрачным академическим настроем отечественных нэлперов. Случались даже конфликты, когда наши местные знатоки начинали поучать авторов на темы ответственности и профессионализма. Авторы недоуменно, но весело отбивались.
Тогда я и полюбил НЛП.
А потом появилась книга Анвара. Одна из первых в таком духе – духе свободы, творчества и исследовательского задора, который в свое время и породил первые модели, техники и форматы, позже названные нейролингвистическим программированием.
Потому-то и стоит начинать именно отсюда, с этой книги. Вы получите не только представление о раппорте и рефрейминге, хорошо сформулированном результате и базовых пресуппозициях. Вы получите нечто более важное – представление об истинном духе первооткрывателей: нахальных и академически-безграмотных, но задорных и заинтересованных исключительно в прикладных результатах.
Они видели тех, кто умеет больше и лучше. И их интересовало главное.
Как это работает?
Как извлечь из этого пользу в своей собственной жизни?
И они – извлекали. Формулировали. И, кстати, открывали (и открывают) широкой публике далеко не все. У нас не очень принято задумываться, почему далеко не все из первых и лучших работают сегодня под брендом НЛП. Да, то, что они используют сегодня, получено нэлперскими методами. Но продается – под другим соусом. Подороже. Все понятно. Рынок, знаете ли.
НЛП сделали и продолжают делать прагматики. Люди, которым интересны результаты и которые понимают: попытки сделать из «проб и ошибок» науку убьют главное: способность эти результаты приносить. Недаром Джон Гриндер в своем «Шепоте на ветру» настойчиво твердит о необходимости вернуться к исследовательскому началу. Говорит об опасности подмены