Размер шрифта
-
+

Как религиозные учёные предают науку. На примере Планка и Ньютона - стр. 1

Вначале приведу цитату философа Артура Шопенгауэра, которая как нельзя лучше сообщает суть всего нижеследующего текста:

«Как ошибки правителей искупаются целыми народами, так заблуждения великих умов распространяют своё вредное влияние на целые поколения, на целые века, растут и развиваются и, наконец, вырождаются в чудовищные нелепости».

Теперь читателю понятно, что ниже разговор пойдёт о заблуждениях великих умов науки, о тех заблуждениях, которые действительно оказывают вредное влияние на целые поколения и вырождаются в чудовищные нелепости, которым верят неразвитые умы. Но ещё хуже то, что эти великие имена оказывают вредное влияние и на саму науку, на ту деятельность, в которой они чего-то достигли и стали великими. Читатель увидит, каким образом религиозные учёные, даже сами не желая того, предают науку, идя на поводу у своих заблуждений.

Любой атеист в споре с религиозными верующими слышал «аргумент от авторитета», мол, такой-то «великий учёный верил в бога, а ты разве умнее его». Нередко приводят имена Планка, Ньютона, Лейбница, Паскаля и прочих учёных прошлых веков. Реже называют современных учёных, т.к. мало их знают, но часто ссылаются на имена нобелевских лауреатов, среди которых якобы больше верующих в богов. Так, недавно один приверженец филоистики (научной философии) прислали мне доклад Макса Планка, на который ему во время спора указал религиозный оппонент, как на доказательство совместимости науки и религии, якобы это «научно аргументирует в своём докладе» сам Планк.

Понятно, что я заинтересовался этим докладом Планка, и, как выяснилось, не напрасно. Это очень любопытный документ. Он довольно широко раскрывает и ярко демонстрирует два важных вопроса. Первый: совместима ли наука и религия. Второй: насколько негативно религия влияет на науку и самих религиозных учёных. В прошлом веке на территории всего Советского Союза эти вопросы показались бы просто смешны. Но, к сожалению, сегодня, в XXI веке, они вновь стали актуальны. Поэтому предлагаю читателям вместе со мной проанализировать доклад Планка и выяснить, чего в действительности стоит религиозная вера учёных. Также несколько слов в конце будет сказано о Ньютоне, на которого в своём докладе ссылается Планк. Читатель убедится в том, что едва только учёный начинает некритично относиться к религии, как он тут же перестаёт быть учёным и предаёт свою науку, начиная руководствоваться не научными принципами и методами, а невежественными представлениями, не имеющими под собой никакой научной или даже фактической основы.

Итак, начнём. Свой доклад Макс Планк читал в Дерптском университете в мае 1937 года, а в следующем году доклад был издан. Отметим, что в начале своего доклада Планк вполне правдив, непротиворечив и научен. Вот что он пишет:

«В прежние времена естествоиспытатель, желая рассказать широкому кругу лиц, состоящему не только из специалистов, о теме, относящейся к своей работе, был вынужден, для того чтобы пробудить у слушателей некоторый интерес, связывать по возможности свои рассуждения в первую очередь с наглядными, взятыми из жизни представлениями. Он должен был оперировать примерами из техники, метеорологии или биологии и, исходя из них, разъяснять те методы, посредством которых наука пытается продвинуться от конкретных частных вопросов к познанию всеобщих закономерностей. Теперь дело обстоит иначе. Точная методика, которой пользуется естествознание, показала себя за многие годы столь плодотворной, что позволяет ныне подойти к менее очевидным вопросам, чем вышеназванные, и с успехом применяется к проблемам психологии, теории познания и даже к общим мировоззренческим проблемам, исследуя их с естественнонаучной точки зрения. Можно, пожалуй, сказать, что в данный момент не существует ни одного сколько-нибудь абстрактного вопроса человеческой культуры, который не был бы как-то связан с естественнонаучной проблематикой».

Далее Планк поднимает как раз тот самый вопрос, который составляет суть нашего разговора и цель любого спора между атеистами и религиозными людьми, то есть имеет ли право учёный быть религиозным и верить в бога, притом, что наука противится этой вере:

Страница 1