Как обрести спасение - стр. 10
Посмотрим на житие Преподобного Сергия: как он исполнил эти заповеди и достиг верха совершенства и потому именуется Преподобным.
Что касается смирения, то им Преподобный Сергий особенно отличался. Будучи уже игуменом, он настолько себя смирял, что служил братии во всем: и дрова колол, и воду носил, и хлебы пек, так что вся братия лишь удивлялась его смирению. Или, например, такой случай из его жития показывает его любезное смирение. Однажды один поселянин пришел издалека посмотреть на прославленного угодника Божия – Преподобного Сергия, и ему его показали. Преподобный в это время, одетый в ветхую одежду, копал лопатою землю. Когда поселянин увидел его в таком виде, то обозвал убогим стариком, за что братия даже вознегодовала на него. Но сам Преподобный нисколько не обиделся. Он сказал тому поселянину, что только он один правильно о нем судит, а остальные все ошибаются, сделал ему земной поклон, поцеловал его и накормил монастырской трапезой, ибо как гордый радуется похвалам, так смиренный – бесчестию.
Что же касается плача, то списатель жития Преподобного говорит: «Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания, плач молитвенный и стенания сердечные, которые он ежедневно изливал пред Сердцеведцем Богом, пока не достиг высоты бесстрастия?» Что же до кротости Сергиевой, то ее показал он во время размолвки со своим братом Стефаном. Однажды разгневанный Стефан за вечерним богослужением вслух всем сказал: «Кто здесь игумен? Не я ли первый основал братство?» Преподобный же Сергий, чтобы не давать повода к вражде, ночью спокойно, никем не замеченный вышел из обители и удалился в Махрищский монастырь и тем устыдил раздраженного брата.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся
В этом изречении Господь говорит, что для достижения блаженства необходимо алкать и жаждать правды, то есть необходимо всей душой желать и искать своего оправдания пред Богом. Алкать и жаждать, то есть испытывать голод и жажду, – это неотъемлемая принадлежность нашей телесной жизни. Человек по телу не может оставаться живым, если не будет удовлетворять голода и жажды, если не будет есть и пить. Так и наша душа, чтобы жить духовной жизнью, имеет нужду в правде, должна стремиться к правде, любить правду, жить правдой.
Что надо разуметь в данном случае под правдой? Правда есть исполнение воли Божией, постоянное хождение во свете лица Божия, хранение себя непорочным пред Богом и пред людьми, соделание себя не подлежащим обвинению на суде Божием, или, что то же, – праведным. Вначале Господь сотворил человека праведным и святым, и в таком невинном состоянии человек всегда ходил во свете лица Божия, во всем свято исполняя Его волю. Но через падение человек лишился этого невинного, святого состояния. По словам Премудрого, люди, согрешив, взыскали помыслов многих, обратили свои мысли и сердца от Бога к твари и через то предались беспечности и не радят о невинности. О том, что прежде составляло существенную потребность и естественное украшение человека, через падение он вовсе перестал заботиться, перестал жалеть об этом утраченном бесценном украшении своей души, по слову Писания: «