Размер шрифта
-
+

Как не заблудиться в лабиринте психосоматики, а просто выйти из него - стр. 8


Елена, 43 года.

«Ноющие боли в руке преследовали меня на протяжении нескольких лет. Они то усиливались, то затихали, то исчезали, то возвращались вновь с удвоенной силой. Физический дискомфорт привел меня сначала к докторам, которые так и не смогли понять объективную причину моего заболевания, а затем и к “целителям”.

Однажды знакомые посоветовали мне попробовать иглоукалывание – древнюю китайскую лечебную практику. Я ухватилась за это предложение, как тонущий за соломинку. Сначала боли, кажется, и правда, стали меньше. Но затем все началось сначала. Специалист говорил, что все идет по плану, я терпела, сжав зубы. Но облегчения так и не получила».


Но если попробовать применять нетрадиционную медицину в целях воздействия на психологическую причину, возможны улучшения. Однако чаще всего, пробуя войти именно в эту дверь, психосоматический больной все же пытается лечить тело и теряет драгоценное время. Он пробует различные методы, надеется, разочаровывается, ищет замену, снова обретает и утрачивает надежду…

Отчаяние или мистическое мышление


“Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье – совершенно бессмысленно, вы сами понимаете”.

Эта фраза из романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” была сказана по другому поводу, но она как нельзя лучше иллюстрирует этапы хождения психосоматического больного по лабиринту. Действительно, после обращения к представителям официальной, а затем и неофициальной медицины, как правило, наступает следующий этап. Типичная “дверь-обманка” – знакомство и увлечение духовными практиками.

Термин “магическое мышление” вошел в обиход благодаря Зигмунду Фрейду. В своей работе “Тотем и табу” известнейший ученый высказал гипотезу о том, что именно оно лежит в основе религий, суеверий и даже некоторых видов искусства. Он описывал суть этого вида мышления, как убеждения о возможности влияния на реальность путем некоторых символических действий, слов либо мыслей. В некоторых источниках указывается, что магическое мышление – это изменение себя изнутри. То есть, перемены в понимании, самосознании, настроении, ведущие к изменению и внешней ситуации. Другими словами, человек опирается на себя и свои действия, и так обретает желаемое.

Мистическое мышление – это несколько другое. Оно основано на вере в помощь Высших Сил.

Почему же человека привлекают такие методы? На мой взгляд, здесь вступает в силу такой фактор, как детская вера в волшебство, в мудрого чародея, который одним взмахом или парой заклинаний сведет на нет все проблемы. Ведь мистическое (да и магическое!) мышление – это форма психологической защиты, причем одна из самых первых, заложенных с детских лет. Она действенна и эффективна в тех случаях, когда психика еще не в полной мере умеет справляться с трудными ситуациями, не имеет разумных, обоснованных и продуманных вариантов реагирования. И присуща такая форма защиты, в первую очередь, детям.

Страница 8