Как нас формирует любовь? О структурах характера в телесно-ориентированном подходе - стр. 8
Зрелая любовь умеет разделять поступки и личность, поэтому она прочная и долгая. Ведь она умеет отделять ошибки, проступки, черты характера от самого человека в целом. Видеть минусы, но сохранять общую позитивную картину.
Пример. Михаил к 40 годам страдал алкоголизмом. У него была ответственная руководящая работа, жена и двое детей. Он начал «прикладываться» даже тайком на рабочем месте, и однажды это понял другой коллега. Михаил ощутил огромный стыд, понял, что не может остановиться и контролировать употребление алкоголя, поэтому обратился за профессиональной помощью.
Наша работа показала, что тяга к алкоголю усиливается тогда, когда Михаил испытывает чувство вины. Алкоголь словно бы помогает «заглушить» это чувство. Ответственная позиция на работе делала ошибки непереносимыми для Михаила, он переживал, что всех подводит, ему становилось так стыдно, что «хотелось исчезнуть», «чтобы меня не было». Алкоголь помогал на время «не быть», словно выпадать из реальности.
Жена Михаила, осознанно или нет, использовала по отношению к нему регуляцию виной, она выступала в роли Жертвы. Это были как прямые обвинения, так и косвенные. Он чувствовал себя постоянно виноватым перед женой и детьми, при этом ситуация оказывалась тупиковой: Михаил чувствовал себя одновременно виноватым и в том, что недостаточно много зарабатывает для потребностей семьи (немалых), мог бы работать больше и лучше; и в том, что так много работает и уделяет мало времени семье.
Таким образом, необходимо было понять, откуда в истории Михаила сформировалась такая чувствительность к чувству вины и его непереносимость. Оказалось, что вина транслировалась Михаилу с раннего детства. У него был близнец, родившийся значительно меньшим по размеру и слабым. Вскоре братик умер. В семейных разговорах подтекстом звучало, что Михаил виноват в смерти брата, потому что в утробе забирал себе все ресурсы: по словам матери, «объедал брата». Когда поведение Михаила становилось неудобным матери, она обвиняла его в эгоизме, в том, что он якобы думает только о себе, как и в утробе. С детства он нес на себе тяжкий крест вины за смерть брата, и эта вина, конечно, была ложной. Скорее всего, мать чувствовала виноватой себя, но ей сложно было переносить это чувство, и она перекладывала его на сына.
Вспомнившаяся история про брата вызвала у Михаила целый поток чувств. Помимо вины он осознал ярость на мать, возмущение, несогласие, чувство несправедливости…
Прямые и косвенные обвинения в детстве сделали Михаила сензитивным к чувству вины. Любые обвинения или самообвинения автоматически включали в нем чувство вины перед братом, заставляли чувствовать себя плохим.