Как изучать и преподавать философию - стр. 8
Отсюда становится совершенно ясным то, что, хотя все эти явления и входят в «духовную культуру человечества», как любят указывать в учебниках по философии, но всё же это настолько разные явления, что ставить их в один ряд не только ненаучно, но и преступно, потому что невежественно. Столь же ненаучно и невежественно пытаться изучать и преподавать их одинаково, по одним и тем же принципам.
Ясно, что изучение этих явлений, а также их преподавание требует совершенно разных подходов и систем, и должно строиться по разным принципам. Это необходимое условие.
Как изучать и преподавать философию
Теперь самое время задать вопрос о том, как у нас происходит изучение и преподавание философии, а главное – как должно происходить, по каким канонам.
Изучать ли философию по принципам религии? Или по принципам искусства? А может, по принципам науки? Или у философии должны быть свои, особые принципы изучения и преподавания? Если они есть, то какие? А если их нет, то нужно ли выбрать из трёх, уже рассмотренных? Или, может, для философии нужно все их объединить в одно?
Нет сомнений, что найдутся философиоведы, которые захотят объединить в философии все три принципа (религии, искусства и науки). Однако такой подход будет говорить лишь о том, что эти философиоведы так ничего и не поняли из вышесказанного. Потому что выше было ясно показана принципиальная невозможность и недопустимость изучения одно явления по законам другого. Сами их принципы не позволят этого. Само изучаемое явление при таком подходе будет размываться, становится аморфным, неописуемым, бесцельным. Но именно это, к сожалению, чаще всего наблюдается в современной философии.
Возможно, найдутся и те, кто захочет найти для философии свои собственные принципы для её изучения и преподавания. Было бы интересно ознакомится с их предложениями.
Однако вряд ли найдётся философиовед, который скажет, что философия должна изучаться по канонам религии, что у них аналогичные принципы изучения. Именно поэтому выше было указано на принципиальную невозможность и неверность отождествления философии с религией и теософией, также неверно ставить их в один ряд. Потому что, если философию изучать по принципам религии, то она просто сама превратится в религию, в теософию.
К сожалению, именно это частично и происходит в тех случаях, когда философиоведы пытаются цепляться за некоторые устаревшие философские догмы и мифы, внося их даже в учебники. В результате современная философия имеет больше мифов и догм, чем объективных и научно обоснованных знаний. Получается так ещё и потому, что среди философиоведов сегодня чрезвычайно много теософов. А теософ нередко далек от наук, изучает философию по принципам религии, так как сам имеет религиозное мировоззрение. Религиозному человеку практически невозможно понять философию.