Размер шрифта
-
+

Как бороться с греховными помыслами - стр. 18

– Скажи мне, брат, по какой причине ты стоишь посреди двора и не входишь?

Он отвечал мне:

– Прости меня, отче, я одержим помыслами. Один помысл говорит мне: иди и поклонись Честному Кресту и облобызай его. Другой же помысл говорит: нет, не ходи, но иди и исполни сначала свое дело, а поклонишься в другое время.

Услышав это, я взял брата за руку и ввел в храм. Вороны тотчас исчезли. Я предложил брату поклониться Честному Кресту и святому гробу Господа и потом отпустил его с миром».

***

Для искушения человека темные духи часто используют его чувства. Многие соблазны входят в сердце через органы чувств. Человека обольщает то, что он видит, слышит, осязает, то есть предметы внешнего мира, которые его окружают. Образы этих предметов, попадая в сердце, возбуждают вожделение. Чтобы этого не случилось, святые отцы советуют беречь органы чувств от всего, что может соблазнить.

Помимо чувств бесы используют помыслы. Как действуют нечистые духи, можно узнать, изучая жизнь пустынников. Их чувства подвергались минимальному воздействию соблазнов. Можно сказать, по сравнению с миром в пустыне совсем отсутствовали соблазны, обольщающие человека через органы чувств. И что же? Пустынники наслаждались покоем? Отнюдь нет, в пустыне они вели жесточайшую духовную борьбу. С кем? С бесами и помыслами. Если в миру подвижники в основном сражались с чувственными соблазнами, то в пустыне – с мысленными. И брань с бесовскими помыслами была столь лютой, что обычный христианин не смог бы выдержать ее и непродолжительное время. Подвижники же проводили в этой духовной борьбе годы и десятилетия. Они постигали на собственном опыте, что причина многих грехов и страстей – греховная мысль.

Святитель Григорий Палама писал: «Через помыслы ведется мысленная война, гораздо более опасная, чем война при посредстве чувств; она всегда действует и не нуждается ни в материи, ни во времени, ни в месте. Чувственная война, ведущая ко греху, берет начало от вещей, от слышанного и виденного, тогда как мысленная война в нас самих движется непосредственно духами злобы, исходящими от них нападениями и побуждениями»20.

***

Бесы, будучи духами, могут общаться с духом человека. Но способны ли бесы входить в дух человека? Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин отвечает на это отрицательно: «Но чтоб они взаимно друг в друга входили и друг другом овладевали, это совершенно невозможно. Это может быть истиннейше приписываемо только Божеству»21.

Проникать в дух и душу человека может только Создатель, и никто более. А как же бесноватые? Разве бесы не живут в них? Живут, но, овладев человеком, нечистые духи тем не менее не способны проникнуть в «саму субстанцию души и, слившись с нею», манипулировать бесноватым. Демоны совершают насилие над одержимыми благодаря тому, что проникают в органы и части тела, чрез которые действует душа, и подавляют их деятельность. «Что иногда приключается и от вина, также от лихорадки и других болезней, приходящих извне»

Страница 18