Размер шрифта
-
+

Каббала для начинающих - стр. 4


Часть первая

Истоки и история развития каббалы

Рабби Хия начал цитировать стих: «Я спал, но сердце мое бодрствовало, голос возлюбленного моего стучится» – это Святой, Благословен Он, сказавший: “Отвори мне вход размером с игольное ушко, и Я открою тебе Высшие врата”».

– Зоар, Эмор 24:128

Глава 1

Определение каббалы

Учитывая сказанное выше, читателя не должно удивлять наличие множества разных определений каббалы. Для одних она освещает различные аспекты истории, философии или религии. Для других является очередным комментарием к Библии, пусть и довольно экзотическим, а в менее посвященных кругах каббалу считают чем-то сверхъестественным или магическим. Люди, обладающие склонностью к мистицизму, видят в ней ключ к бессмертию – финальному слиянию души со Всевышним. И тем не менее все эти определения далеки от подлинного значения каббалы.

Слово «каббала» буквально означает «получение». В первом предложении книги «Поучения отцов», где мы читаем о том, что «Моисей получил Тору на горе Синай», слово «получил» передано глаголом «кибель» (в форме настоящего времени этот глагол звучит как «кабаль»). Каббалисты понимали уникальность Торы, полученной Моисеем: содержащееся в ней знание необходимо всем поколениям людей. Поэтому, когда появился Рабби Шимон и разъяснил в Зоаре мистическую часть Торы, стало очевидно, что Тора и каббала – это две составляющие одного целого. Их разница лишь в том, что Тора – это внешняя оболочка, а каббала – скрытое внутри ядро; между ними такая же связь, как между телом и душой. Тора содержит слово Творца, а каббала делает тайное явным.

Сам факт того, что секреты Вселенной раскрываются в учении, которое носит название «получение», уже многое говорит о природе жизни. Желание получать – основной механизм, приводящий мир в движение; это динамический процесс, лежащий в основе всех физических и метафизических явлений. Желание получать оказывает влияние на Творение целиком, потому что является его сутью: оно воздействует на все четыре его царства – человеческое, животное, растительное и неодушевленное. В неодушевленном мире желание получать находится на более низком уровне – камню или скале почти ничего не нужно от физического мира для обеспечения жизнедеятельности. Тем не менее факт их существования свидетельствует о наличии в них в какой-то мере желания получать. Двигаясь вверх по лестнице эволюции, мы видим растущую зависимость от внешнего мира, а на вершине этой лестницы стоит человек, у которого самое большое желание получать среди всех сотворенных. Желание человека распространяется не только на материальные вещи, но и на неосязаемые ценности, такие как мир, счастье и удовлетворение. Желание получать считается совершенным, когда оно становится желанием получать ради других, что эквивалентно желанию делиться.

Страница 4