Каббала для начинающих - стр. 2
Именно эту мысль выразил Рабби Шимон бар Йохай, автор классического труда, раскрывающего тайный смысл Торы, – книги Зоар («Сияние»). Он опроверг точку зрения, согласно которой достаточной причиной для выполнения заповеди является обязанность, накладываемая на человека религией. Рабби Шимон говорит: «Молитва и ритуал, лишенные смысла и одухотворенности, похожи на солому – символ безжизненности». Причина того, что люди не видят в религии реальную силу, вероятно, кроется в ее неспособности удовлетворить растущие духовные потребности.
Уже ближе к нашему времени Рав Йегуда Ашлаг (1886–1955), который перевел Зоар и его основные понятия с арамейского на современный иврит, сделал следующее наблюдение: «Если потребности последователей религий не будут удовлетворены, то нас ждет абсолютно бездуховное и деморализованное общество, какого мир еще никогда не видел».
Все более очевидной становится потребность в подлинной системе моральных и духовных ценностей, которая позволит пересмотреть изжившие себя в современном мире базовые понятия добра и зла, а также поможет найти смысл в нашей вселенной освоения космоса, наркозависимости, ядерной угрозы, телевидения и лазерных технологий. Эта книга доказывает, что мудрость каббалы позволяет осознать все проблемные ситуации и взять их под свой контроль.
Распространенное ложное представление о сути и содержании мудрости каббалы способствовало появлению недоверия, а также множества легенд и страхов. Были и те немногие, кто злоупотреблял, пропагандируя ложное учение каббалы, но их ничтожное число несоизмеримо их воздействию на общественное мнение. За неимением аргументов в пользу обратного широко распространилась мысль о том, что изучение каббалы – это ненужное и опасное занятие. Оно представляется ненужным, поскольку все, что нужно знать духовному человеку, содержится в Торе и в комментариях к ней, а опасным – поскольку якобы представляет угрозу не только для душевного равновесия и психики человека, но и для благополучия всего сообщества. Интересно, что именно по этой причине Рабби Шимон бар Йохай провел важное разграничение между Таамей Тора («вкус Торы» – понимание Торы, доступное всем желающим его постичь) и Ситрей Тора («секреты Торы», которые доступны только тому, кто в состоянии осознанно использовать содержащиеся в ней силы). И если знания Ситрей Тора всячески скрыты от глаз и понимания всех, за исключением избранных, то уроки Таамей Тора могут принести пользу любому человеку. Рабби Шимон утверждал, что учение Таамей Тора может быть полезно даже шестилетнему ребенку.