Размер шрифта
-
+

Измененные состояния сознания. Хрестоматия - стр. 26

3) Социальная: ИСС обеспечивают групповую сплоченность (могут облегчать общение и служить групповыми идентификаторами, как, например, алкоголь и марихуана в индустриальных странах); включаются как необходимое звено в ритуалы инициации, которые облегчают человеку идентификацию с определенными социальными, профессиональными и возрастными группами при вхождении в них (например, в примитивных сообществах); снимают конфликты между требованиями социума и желаниями отдельного человека.

То, как конкретно реализуются эти общие функции в условиях отдельных обществ и определенных культур, описано в работах, вошедших в хрестоматию «Измененные состояния сознания и культура» [7], сопоставительному анализу представлений о функциях, которые ИСС выполняют для отдельного человека и общества в целом, посвящена работа О. В. Гордеевой [2].

Способы индукции и техники вхождения в ИСС

Самая общая классификация способов индукции ИСС представлена в работе Арнольда Людвига [25], который выделил пять основных способов: 1) редукция экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности, 2) повышение экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности и/или эмоций, 3) повышенная бдительность или психическая вовлеченность, 4) сниженная бдительность или ослабление критичности, 5) наличие соматопсихологичес-ких факторов, т. е. изменения в химии или нейрофизиологии тела. Кроме того, для каждого из способов он описал многочисленные техники, основу которых данный способ составляет.

Кроме того, в данной хрестоматии в статье В. В. Кучеренко представлено описание не только механизмов действия созданного им метода сенсомоторного психосинтеза, но и конкретных техник работы в рамках данного метода [8].

* * *

В хрестоматии представлены некоторые основные проблемы в области психологии ИСС и наиболее разработанные направления их изучения. Продуктивно включение этих исследований в контекст проблем общей психологии. Это не только позволит глубже понять природу ИСС и ОСС (и психики в целом), но и (что крайне важно для данного этапа развития науки) изменить статус самой проблемы ИСС в структуре научного знания. Следует понять, что ИСС и переходные к ним состояния не являются «экзотикой» для науки (и для повседневной психической жизни каждого человека), что отчуждение психологии ИСС от академической психологии может привести и к редукции предметной области последней, и к невозможности создания теоретико-методологических основ исследований ИСС. Мы надеемся, что данная книга, посвященная анализу теоретических проблем в психологии ИСС, будет способствовать не только интеграции проблематики ИСС в контекст научного (и, прежде всего, общепсихологического) знания, но и построению единой теории ИСС.

Страница 26