Избранные жития святых. Весна: Март. Апрель. Май - стр. 37
Случайно пастухи отрыли жилище пустынника. Стали приходить к нему за наставлением; вскоре открылось, что Бог даровал ему великую мудрость духовную и силу целить недуги. Слава преподобного Венедикта распространилась далеко, посетители толпились около его пещеры. Иноки соседнего монастыря стали просить его быть их настоятелем; преподобный Венедикт не соглашался. Он не одобрял образа жизни иноков итальянских, довольно распущенного, и предвидел, что его строгие правила не понравятся братии. Так и случилось, когда он наконец согласился принять начальство. Едва он захотел ввести более строгую жизнь в монастыре, как иноки вознегодовали, и некоторые из них хотели отравить его. Но злой умысел не удался, чаша с отравленным питьем разбилась, как только преподобный Венедикт сделал над ней крестное знамение. Венедикт простил злодеям, но, оставив монастырь, снова удалился в прежнюю пещеру в пустыне Субиако. Но одиночество стало для него теперь невозможно; множество людей селилось вокруг него, желая пользоваться его наставлениями и его руководством. Постепенно образовалось двенадцать монастырей с двенадцатью иноками в каждом. Все признавали над собой начальство Венедикта, который наставлял их с великой мудростью и творил великие чудеса.
Нашелся, однако, завистник славе преподобного – один недостойный священник по имени Флорентий. Он старался возбудить братьев против настоятеля и добился того, что преподобный Венедикт решил переселиться в другое место. Он ушел в самую южную часть Италии, в Кампанию. Там, в отдаленных и глухих местностях, сельское народонаселение еще поклонялось идолам и не знало христианской веры. Преподобному Венедикту полюбилась местность на горе Кассино; он поселился на ней, и скоро несколько братьев присоединились к нему. На этой горе стояло еще капище идольское, окруженное рощей, посвященной Аполлону, и народ еще приносил жертву идолу. Преподобный Венедикт стал рубить рощу; приходящих поселян он стал учить истинной вере и скоро обратил множество идолопоклонников ко Христу. Капище было разрушено, и на его месте преподобный Венедикт воздвиг церковь во имя Иоанна Крестителя. Вскоре собралось так много подвижников, что образовался значительный монастырь, который увеличивался с каждым годом. Венедикт написал устав для братьев своих, которые стали называться его именем – бенедиктинцами. Этот устав был впоследствии принят во многих монастырях Запада. Преподобный Венедикт, составляя его, руководствовался сведениями, распространенными Кассианом Римлянином о постановлениях восточных обителей. Он требовал от иноков полного отречения от собственной воли, непрестанного памятования о Боге, общежительства, труда, гостеприимства к нищим и странным. Обязывал он их также обучать детей и переписывать рукописи. Бенедиктинцы остались и после смерти настоятеля верны его постановлениям; более всех других иноков они занимались учеными трудами. Слава преподобного Венедикта постоянно привлекала к нему посетителей; даже варварский царь Тотила пожелал его видеть. Строгий инок смело укорял его за его злые дела и верно предсказал ему год смерти.