Избранные жития святых. Весна: Март. Апрель. Май - стр. 34
Но не суждено было ему долго продолжать этот образ жизни. Высокие достоинства его привлекли общее внимание, и он был послан в Константинополь по делам Церкви и потом, по смерти папы Пелагия, единодушно избран в преемники ему. Долго Григорий отказывался от этого сана. Он писал императору Маврикию, прося его не утверждать этого избрания, тайно удалялся из Рима и скрывался в городах; но убежище его, по особенному знамению Божественному, было открыто, и он принужден был принять святительский сан.
Слишком часто впоследствии папы увлекались соблазном земного величия и в заботах об усилении светской власти своей забывали о других заботах, более достойных наместников апостольских, но этого упрека нельзя было сделать святому Григорию. Он был весь предан службе Божией и попечениям о благе вверенных ему душ. Полный смирения и пламенной любви к Богу и ближнему, он смотрел на власть как на трудное служение, часто скорбел, что заботы о делах мирских отвлекают его от духовно-созерцательной жизни, но между тем, приняв власть, выполнял с усердием и твердостью все сопряженные с ней обязанности. Обстоятельства того времени требовали от него непрерывной деятельности. Лангобарды беспрестанно опустошали римские области, в которых несколько раз свирепствовали голод и заразные болезни. Среди этих бедствий святой Григорий с неутомимым усердием, с отеческой любовью заботился о пастве своей. Доходы его были все употреблены на вспомоществование, проповеди его укрепляли души бедствующих, увещания укрощали ярость врагов. Но главным предметом забот святого Григория было распространение и объяснение слова Божия. В разных областях Италии было еще в то время много язычников, и многие из верующих были заражены лжеучением ариан. Святой Григорий трудился неутомимо, чтобы просветить их души светом истины, и Бог благословил труды его. Обращение многих язычников и утверждение христианской веры в Британии (или Англии) неразрывно связаны с именем святого папы.
В Британии давно было проповедано слово Божие. Есть предание, что туда ходили апостолы Симон Зилот и Аристовул и что в III веке и в IV было уже там много христиан. Но Англия потом была завоевана язычниками, саксами, которые разделили ее на семь отдельных королевств, называемых Гептархией и исповедовавших язычество. Христиане же удалились в горы Шотландские и Валлийские, и вера христианская мало распространилась, несмотря на усердные старания некоторых проповедников, из которых особенно замечателен Патрикий, проповедовавший в Ирландии в V веке. Святой Григорий вскоре после возведения своего в святительский сан обратил внимание на Англию и велел обучать нескольких молодых англосаксов, находящихся во Франции, надеясь, что они со временем могут сделаться благовестниками слова Божия в своей стране. Потом, в 597 году, он решился послать в Англию проповедников под начальством монаха бенедиктинского чина по имени Августин. Неохотно предпринял Августин это трудное дело, он страшился опасностей, не надеясь на успех, и даже раз воротился с половины дороги, умоляя папу освободить его от трудного и опасного поручения. Но святой Григорий ободрил его, дал ему наставления и письмо к христианской супруге Кентского короля Этельберта, королеве Берте, которая давно старалась обратить мужа своего. Наконец посланные, взяв переводчиков во Франции, прибыли в Англию, в Кентское королевство, и послали сказать Этельберту: «Мы принесли тебе самую радостную весть, – весть о жизни вечной для тех, которые уверуют словам нашим»