Избранные творения в двух томах. Том 2 - стр. 15
>101. Две тысячи пятьсот пленных иудеев погибло в Кесарии от огня, от зверей, от меча гладиаторов на народном празднестве, которое давал Тит, вождь победителей, вслед за взятием Иерусалима.
Прочие иудеи, рассеянные по всему тогда известному миру, подверглись строгому надзору, подозрениям, притеснениям, гонению. Разсеет Тя Господь Бог твой, – продолжает Моисей чудное пророчество, – во вся языки, от края земли даже до края ея >102.
То была страна Обетованная, страна, столь обильная, что Священное Писание именует ее текущею медом и млеком. Впоследствии почва Земли Обетованной изменилась, утратила свое благословенное плодородие. Там, где прежде обитали миллионы, ныне обитают десятки тысяч, содержась очень скудно.
Чуждый – то есть иностранец, говорит Моисей – иже придет от земли долекия, и узрит язвы земли оныя – некогда Земли Обетованной – недуги ея, яже посла Господь на ню жупел и соль сожженную: вся земля ея не насеется, ни прозябнет, ниже возникнет на ней всяк злак… И рекут вси языцы: почто сотвори Господь сице земли сей? И рекут: яко оставиша завет Господа Бога отец своих, егоже завеща отцем их >103. Отвергши Мессию, совершивши богоубийство, израильтяне окончательно разрушили завет с Богом.
Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол: Отступление приидет прежде, а потом, как последствие и плод отступления, открыется человек беззакония, сын погибели >104.
Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли? >105 Вещественные временные занятия и наслаждения привлекут к себе всецело внимание человечества. Якоже бысть во дни Ноевы, – говорит Евангелие, – тако будет и во дни Сына Человеческаго: ядяху, пияху, женяхуся, посягаху, до него же дне вниде Ное в ковчег: и прииде потоп, и погуби вся. Такождеи яко же бысть во дни Лотовы: ядяху, пияху, куповаху, продаяху, саждах, здаху >106. Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия, как очевидные для всех, выставлены
Аще кто любит мир, то есть земную жизнь с ее преуспеянием и наслаждением, – несть любве Отчи, т. е. Божией, в нем >107. He можете Богу работати и мамоне, т. е. Богу и земному преуспеянию >108.
Обманула ветхого Израиля мечта о высшем земном преуспеянии, обманут нового Израиля подобная мечта и подобное стремление. Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя: эти бедствия – слабый образ страшных бедствий, долженствующих быть карой нового Израиля за его преступление.