Размер шрифта
-
+

Избранные труды. Том 2. Уголовное право - стр. 29

.

Разумеется, на уголовное право и его реализацию воздействует масса различных факторов: организация законодательных и правоохранительных органов, ресурсное обеспечение, состояние процедур и технологий и проч. Все это действительно инструменты социальной деятельности, но и в основе их использования лежит мысль, отношение людей к объекту, т. е. сознание, которое, возможно, определяясь бытием, в данной сфере весьма сильно определяет такой элемент бытия, как законодательная и правоприменительная практика.

По-видимому, определенного рода верными или нет методологическими посылками определялось существование на территории Российской империи нескольких систем уголовного законодательства, которое не подвергалось, кажется, критике со стороны российских криминалистов. Напротив, нуждается, как минимум, в обсуждении жесткая ориентация современного законодателя на отнесение уголовного законодательства по п. «о» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации[29].

Неудивительно, что организационно-правовые реформы в отсутствие методологических оснований, которые действительно соответствуют интересам общества, пробуксовывают. Усиление независимости суда – священная цель реформаторов – привело к росту числа лиц, заключенных под стражу, поскольку следствие, обеспечивая свои задачи, удлиняет сроки пребывания в следственном изоляторе. Лица, числящиеся за судом, также сидят дольше, чем раньше (стали возможными, на наш взгляд, даже случаи, когда судья уходит в отпуск, а «сиделец» ждет его возвращения за государственный счет).

Именно поэтому обращение к методологии представляет собой попытку реализовать образное суждение Л. Витгенштейна: «Философия есть борьба против зачаровывания нашего интеллекта средствами нашего языка»[30].

О методологических основаниях уголовного права в современной литературе[31]. Предельно кратко здесь можно выделить несколько подходов. Первый состоит в стремлении подвергнуть критике то, что именуется марксистской правовой идеологией, заменяя ее какими-либо иными философскими идеями, чаще либо гегельянством, либо различными вариантами естественно-правовых учений, объявляющих право мерой свободы[32]. Второй – в подтверждении признания марксизма как методологической основы уголовного права. Так, Н. Ф. Кузнецова с завидной убежденностью пишет: «Методология представляет собой систему категорий диалектического и исторического материализма, позволяющую исследовать и практически применять познанные закономерности, сущность, содержание уголовно-правовой борьбы с преступностью»

Страница 29