Избранные труды. Том 2. Уголовное право - стр. 27
Имеет право на существование лишь одно объяснение такого обращения с провинившимися (или нет) гражданами собственной страны – это деформация отношения к уголовному праву (закону), состоящая в ложном понимании его целей и возможностей, в пренебрежении, может быть, более эффективными процедурами. Она приводит к распространению такой стихийной, оказавшейся вне управления централизованной уголовной политики судебной практики, в основе которой лежат мотивы либо иррациональные, либо корыстные в худшем смысле этого слова.
Потребность в методологической проблематике объясняется и логикой развития уголовно-правовой науки на протяжении буквально всей истории ее существования. Природа уголовного закона и права, место наказания как формы насилия в истории, причинность (детерминизм и индетерминизм), воля, цели человеческого поведения постоянно составляли важнейшие блоки общественного сознания, включая его проявление в философских учениях.
Удивляться этому не приходится, ибо, с одной стороны, уголовное право имеет дело с экстремальными способами поведения, как бы образующими наиболее показательный объект рассуждений, а с другой – оно наиболее остро и наглядно сказывается на жизни людей, поэтому история уголовного права – это история его изменений, смены парадигм, отказа от старого опыта.
На современном этапе развития общества, таким образом, становится настоятельной необходимость такого критического пересмотра сложившегося методологического подхода к уголовному праву, который, считаясь с существующими взглядами и представлениями в этой сфере, мог бы адаптировать уголовное право к происходящим историческим изменениям в сфере бытия и сознания.
При этом следовало бы исходить из того, что:
а) в структуре российского общества, в экономическом, социальном и иных видах поведения граждан произошли принципиальные изменения;
б) господствующая философская система и так или иначе связанная с ней идеология оказались, как минимум, неадекватными условиям перемен, они подвергнуты обществом глубокому сомнению (достаточно указать хотя бы на внешний поворот от безоглядного атеизма к религиозной обрядности, а в лучшем случае – религиозному сознанию);
в) действующая в современных условиях система уголовного права, очевидно, не способна реализовать декларированные цели, что во многих странах откровенно определяется как кризис уголовной юстиции.
Но главное во всем этом, повторим, то, что состояние карательной практики, особенно трагически огромное количество людей, находящихся в местах лишения свободы, наносит огромный ущерб обществу, воздействуя на его нравственное сознание, динамику демографических процессов, здоровье населения, обороноспособность страны, экономическую эффективность. Общество должно разобраться, в каком все-таки состоянии находится уголовное право. Исходным тезисом здесь является заслуживающее многократного повторения утверждение, что ни состояние российского общества, ни признаки личности российских граждан, ни их поведение не отличаются в худшую сторону от любой другой страны и не оправдывают столь жестокого обращения со многими из них.