Избранные статьи. Том II - стр. 13
Каждая эпоха предъявляет к чтению детей и юношества свои требования, которые диктуют не только темы, содержание, но и соответствующую методику работы с книгой среди различных групп читателей. Так, в Древней Руси господствующее положение в идеологии занимала религия. Ее влияние сказалось на развитии библиотек и на содержании чтения. В Х1-Х11 веках библиотеки возникли при монастырях и соборах, фонды которых содержали переводную религиозную литературу, жития святых. Наряду с этим, имелись книги исторического содержания, философские и натурфилософские сборники, сочинения по географии, праву, переводы греческих и латинских романов и повестей, а также древнерусская литература.
Наряду с большим количеством переводных изданий, которые довольно широко распространялись на Руси, появляется такой жанр как летописи: «Начальный свод», «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» и др. Одним из популярных жанров были поучения. Например, «Поучение Владимира Мономаха» – своеобразный моральный кодекс своего времени, отличающийся широкими государственными взглядами, благородством, мужеством, уважительным отношением к человеку» (9, c. 45).
Большую популярность в Древней Руси имели жития святых. Исследователи отмечают их положительное воспитательно-образовательное воздействие на юных читателей: некоторыми своими сторонами жития воспитывали в детях положительные черты характера – скромность, трудолюбие, целенаправленность, оказывали влияние на воспитание патриотических чувств. Ярким произведением этого жанра является «Житие Александра Невского», воспевающее мужество и героизм великого патриота.
В круг чтения детей и юношества входили исторические легенды и летописные сказания. Специальных произведений для детского чтения еще не существовало. Юное поколение этой эпохи читало те же произведения, что и взрослые. Но воспитатели и учителя, обучающие их грамоте, отбирали наиболее доступные и интересные детям книги.
Обучение подрастающего поколения в школах велось по греческим, славянским и древнерусским книгам. В 988 г. князь Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их «на учение книжное». В 1028 г. Ярослав Мудрый собрал в Новгороде до 300 детей, чтобы приобщать к книгам. Подобное обучение было и в других российских городах.
Наши далекие предки учили детей относиться к книге с уважением и любовью. Они восхваляли книгу, учили ее читать. Например, в «Изборнике» Святослава (1076 г.) содержится «Слово о чтении книг», в котором, «пропев восторженно гимн книге», автор дает советы о том, как ее читать. Книгу учили беречь, лелеять, относиться к ней как к святыне. А чтение вслух, для других, для неграмотных, считалось «богоблаженным» делом.