Избранные статьи. Том II - стр. 15
Первой печатной книгой для детей была азбука, составленная первопечатником Иваном Федоровым, изданная в 1574 году. В ней даны советы родителям о воспитании детей. В хрестоматийной части наряду с молитвами помещались различные произведения для самостоятельного чтения, которые можно рассматривать как зачатки поэзии, прозы, публицистики и познавательной литературы для детей.
Заслуживают внимания книги Лаврентия Зизания, изданные в Вильно в 1596 году, – «Наука по чтению и разумению письма словенского», «Грамматика словенска». В них впервые сделана попытка учесть интересы и возможности детей. В первой книге имеется «Лексис», т. е. толковый словарь, в котором объясняется смысл более тысячи непонятных слов, которые могут встретиться при чтении книг. Во второй книге восхвалялась грамматика, рассказывалось о книге, давались советы о том, как учиться. В ней впервые появился светский рисунок.
Таким образом, в литературе для детей зарождались педагогические подходы в руководстве чтением. Пробуждение интереса к книге, учет возможностей ребенка в ее восприятии, рекомендации по работе с печатным текстом – именно в этом значение первых печатных книг для детей в развитии библиотечной педагогики.
Разнообразнее в тематическом и жанровом отношении стал круг чтения детей в ХVII веке. Появились книги для чтения, не связанные с учебным процессом. Книге отводится все большая роль в воспитании растущего человека, в его образовании. Об этом свидетельствуют, например, педагогические взгляды Симеона Полоцкого – выдающегося русского поэта, активного деятеля в области просвещения. Он придавал решающее значение воспитанию, считая, что книга приносит огромную пользу: развивает ум, делает человека образованным, мудрым, трудолюбивым. Учебные и детские книги Симеона Полоцкого, его поэтические книги «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» тесно связаны с его просветительской и педагогической деятельностью. Поэт хотел, чтобы по его книгам ребенок учился читать, обдумывать и понимать читаемое.
Один из первых русских просветителей поэт Карион Истомин мощным средством распространения просвещения, наряду со школой, считал книгу, которая, по его словам, «велие радость сердцу и чистоту уму приносит», ибо «книжное чтение во вкусе есть сладко» (9, с. 91). Основную задачу воспитания он видел в формировании нравов, доброты, душевной чистоты, человеколюбия, трудолюбия. Все это нашло выражение в созданных им учебных и детских книгах.
Актуально отметить и то, что для воспитания подрастающих поколений широко использовались произведения, заимствованные из культурных сокровищ всего цивилизованного мира: античной Греции, древней Индии, Византии, Ирана, арабского Востока, тюркоязычных народов, средневековой Франции, Италии, Нидерландов и других стран. Русские дети ХVI и особенно ХVII веков читали специально приспособленные для их понимания басни, рассказы, повести, романы, публицистические произведения, исторические и познавательные сочинения. Все это говорит о том, что в Древней Руси стремились воспитывать детей на лучших образцах мировой литературы, пробуждать интерес к книге, чтению. При отборе литературы в круг чтения учитывали возрастные возможности детей.