Размер шрифта
-
+

Избранное. Теология культуры - стр. 54

Интерес, страсть, непрямая передача – все эти качества экзистенциального мыслителя с большой силой выражены в философии Ницше. Нигде он не показывает себя столь явно философом переживаемого в опыте существования, как в его описании экзистенциального мышления. Никто из поздних философов-экзистенциалистов не смог с ним в этом сравниться, хотя всем им был свойствен тот же подход. В то время как у Маркса объективная действительность соединена с «экзистенциальным» личным опытом в силу особого положения пролетариата, у Ницше – привилегированное место, где действительность совпадает с существованием, занимает Господин и его пророк.

Экзистенциальному мыслителю нужны особые формы выражения, поскольку личное существование не может быть выражено в терминах объективного опыта. Так, Шеллинг пользуется традиционными религиозными символами, Кьеркегор – парадоксом, иронией, псевдонимами, Ницше – языком оракула, Бергсон – образами и интуицией, Хайдеггер смешивает психологические и онтологические термины, Ясперс пользуется тем, что он называет «шифрами», а религиозный социалист – понятиями, содержание которых колеблется между имманентным и трансцендентным. Все они бьются над проблемой личного или «необъективного» мышления, и выразить это – тяжкое бремя экзистенциального мыслителя.

7.2. Онтологические проблемы экзистенциальной философии

а. Экзистенциальная непосредственность и различие между субъектом и объектом

Мышление экзистенциального мыслителя зиждется на его непосредственном личном и внутреннем опыте. Оно укоренено в истолковании Бытия или Реальности, которое не отождествляет реальность с «объективным бытием». Но было бы в такой же мере ошибочным утверждать, что оно отождествляет Реальность с субъективным бытием, с «сознанием» или чувством. При таком взгляде значение «субъективного» определялось бы его противопоставлением «объективному», а экзистенциальная философия ставит перед собой прямо противоположную задачу. Апеллируя к опыту непосредственного переживания, она пытается найти такой уровень, на котором не возникает противопоставления «субъекта» и «объекта». Она стремится отсечь «различие между субъектом и объектом» и достичь слоя Бытия, который Ясперс, например, называет «Ursprung», т. е. «Исток». Но для этого необходимо оставить сферу «объективных» вещей и пройти через соответствующий «субъективный» внутренний опыт, пока мы не обретем опыт непосредственного творческого переживания или «Истока». «“Существование” есть то, что никогда не становится просто объектом; оно – “Исток”, из которого проистекают мое мышление и действие»

Страница 54