Избранное. Теология культуры - стр. 24
Но в действительности все обстоит иначе; в действительности секулярный элемент стремится стать независимым и создать собственную сферу. А в противовес этому религиозный элемент также стремится утвердить себя как особую сферу. Эта ситуация и создает трагическое положение человека, так как возникает отчуждение человека от его истинного бытия. Можно утверждать, что существование религии как особой сферы – наиболее очевидное свидетельство падшести человека. Это не означает, что в условиях отчуждения, которое определяет нашу судьбу, религиозное должно быть поглощено секулярным, как того желает секуляризм, или же что секулярное должно быть поглощено религиозным, как того желает церковный империализм. Но это означает, что разделение неделимого ставит человека в трудное положение.
Третье следствие, вытекающее из экзистенциальной концепции религии, касается связи между религией и культурой. Религия как предельный интерес есть субстанция, наделяющая смыслом культуру, а культура – это полнота форм, в которых выражается основополагающий интерес религии. Коротко говоря, религия – субстанция культуры, культура – форма религии. Такое понимание полностью препятствует возникновению дуализма религии и культуры. Всякое религиозное действие, не только в ситуации организованной религии, но также и в сокровеннейшем движении души, сформировано культурой.
Тот факт, что любой акт духовной жизни человека выражается посредством языка, вслух или мысленно – достаточное доказательство справедливости этого утверждения, ибо язык – основополагающее творение культуры. С другой стороны, нет такого творения культуры, в котором не выражался бы предельный интерес. Это относится и к теоретическим функциям духовной жизни человека, например, к художественной интуиции и когнитивному восприятию реальности, и к практическим функциям духовной жизни человека, например, к личному и общественному преобразованию реальности. Предельный интерес присутствует в каждой из этих функций, во всем культурном творчестве человека. Непосредственное выражение предельного интереса – это стиль культуры. Тот, кто способен увидеть стиль культуры, может обнаружить ее предельный интерес, ее религиозную субстанцию. Это мы сейчас и попытаемся сделать на материале нашей современной культуры.
4.1. Особый характер современной культуры
Наша сегодняшняя культура должна быть описана в терминах одного преобладающего движения и все более мощного протеста против этого движения. Дух господствующего движения – это дух индустриального общества. Дух протеста – это дух экзистенциалистского анализа сегодняшнего трагического положения человека. Сформированный в XVIII–XIX вв. и существующий поныне стиль нашей жизни выражает все еще не сломленную силу духа индустриального общества. Этот стиль мышления, жизни и художественного выражения не раз бывал предметом анализа. Одна из трудностей, возникающих при анализе этого стиля, – его динамический характер, постоянная изменчивость и то воздействие, которое уже оказало на него движение протеста. Тем не менее мы можем подробно разобрать две важнейшие характеристики человека в индустриальном обществе.