Итак, история… (О писательском ремесле) - стр. 13
Сюжет и персонаж – единое целое. События формируют характер, а характер определяет события.
Или так: предыстория делает персонаж, а персонаж делает историю.
Если вы придумали убедительную динамику характера вашего героя, определили, каким он был, и каким станет, то эпизоды книги не заставят себя долго ждать. Персонаж сам шепнет вам, что сейчас ему нужен мудрый наставник, а после – испытание новых навыков перед решающей схваткой.
Может быть, ваша история будет нафарширована событиями и неожиданными поворотами, эпическими битвами и любовными сценами, а может, это окажется всего лишь прогулка по берегу моря, но если в обеих историях будет показана убедительная динамика характера, то и читаться они будут с одинаковым интересом.
В конце концов, бессмысленное описание бесконечных боев или половых актов надоедает читателю не меньше, чем длинные словесные изображения природных красот и душевных переживаний.
Возьмите наугад любой великий роман. Ни в одном из тех, что я читала (а читала я много) главный герой не остается в конце точно таким же, как был в начале. Киса Воробьянинов из недотепы, побитого жизнью «бывшего» превращается в алчного убийцу, Акакий Акакиевич был добрейшим дурачком, а стал жутким призраком, Наташа Ростова из восторженной девушки выросла в энергичную мать семейства…
Когда хотят похвалить писателя, говорят: «образ получился, как живой», «все, как в жизни», «жизненная книга». А живое – это то, что все время меняется. Неподвижность, статичность – удел смерти.
Поэтому какой бы полнокровный характер вы ни придумали, ваш колоритный персонаж должен двигаться, дышать, развиваться.
Почему выдыхаются самые прекрасные сериалы? Вроде бы и зритель не хочет отпускать полюбившихся героев, и продюсеры не готовы отказаться от успешного проекта, но сериал, который вовремя не закрыли волевым решением, в конце концов умирает тихой и бесславной смертью.
Это происходит потому, что метаморфоза завершена, путь героя закончен. Ему некуда двигаться, некуда расти, и тут надо или заканчивать, или проставить перед персонажем принципиально новую цель.
В пример приведу мой любимый сериал «Касл». Обаятельный, но легкомысленный писатель благодаря службе в полиции и любви к своей наставнице Кейт Беккетт мужает и становится надежным, серьезным и отважным человеком. В свою очередь Кейт из трудоголика, одержимого расследованием смерти собственной матери, превращается в любящую и мудрую женщину. Претерпевает изменения и их чувство: влюбленность развивается в настоящую крепкую любовь, истинное единство душ.