История живописи в полотнах великих художников - стр. 21
А от богатых росписей в аббатстве Клюни сохранились бы лишь куски штукатурки с краской, найденные при раскопках, если бы не фреска капеллы при «монашеском замке» в Берзе-ла-Виле (принадлежавшем аббатству), датируемая 1110–1120 гг. и обнаруженная каменщиками в 1887 г. На светлом фоне – гигантская фигура Христа в окружении апостолов; палитра включает восемь красок: белую, желтую охру, красную охру, сурик, киноварь, зеленую землю, ляпис-лазурь и черную.
Распятие из Санта-Кроче
В XIII в. рождаются новаторские изобразительные приемы, связанные с формированием нового мировосприятия. Основные мистические события христианства, Боговоплощение и искупительная жертва Христа, теперь символически представлены в образе креста, на котором изображены распятый Спаситель, а по обе стороны от Него – погруженные в скорбь Дева Мария и Иоанн Евангелист.
1287–1288
Чимабуэ написал одно из «Распятий» для францисканской церкви Санта-Кроче (Св. Креста) во Флоренции. Тело мертвого Христа висит на кресте, голова склонилась к плечу, рельефный нимб словно поддерживает ее, фигура S-образно изогнута, бедра отклонены влево (относительно зрителя) и сдвинуты к краю расширенной части креста. На концах перекладины, по обе стороны от вытянутых рук Спасителя, – поясные изображения плачущих Иоанна и Девы Марии.
Эту работу отличает прежде всего яркость колорита. Чуждый всякого стремления к натурализму, художник устраивает взрыв красок, задача которых не имитировать текстуру дерева, а сиять. Нимб Иисуса, окантовка креста, фон для образов Иоанна и Марии покрыты сусальным золотом. В росписи доминируют красный и синий, относящиеся к так называемым основным цветам, смешение которых дает богатство оттенков. Однородная киноварь заполняет верхний прямоугольник креста. Местами подчеркнутая оранжевым или затемненная кармином, она появляется на плаще Иоанна, тунике и крае мафория Девы Марии. И та же киноварь течет яркими струйками крови из ран Христа по синему фону крестовин. Наконец она, уже испещренная золотом, повторяется в центральном прямоугольнике распятия.
С этими яркими красками резко контрастирует тело Христа, написанное в желтовато-зеленоватых тонах и прикрытое полупрозрачной тканью. Вероятно, изначально зелени было меньше, чем сегодня: лак, наложенный впоследствии, чтобы оживить цвета, способствовал изменениям в красочном слое. Как бы то ни было, выбор тональности для тела Христова – результат творческих поисков художника. Чимабуэ не хотел вводить оттенки розового. Напротив, он использовал лишь вердаччо – смесь желтой и зеленой красок. Мастер стремился создать ощущение трупа (изображен момент, когда агония уже закончилась) и в то же время передать трансцендентность Того, Кто никогда не был только человеком. Во Христе воплотились два начала – Бог и человек. Чимабуэ передает Его человеческую природу светом, который объемно моделирует фигуру. Игра света и тени создает анатомию, которая уже не имеет ничего общего с условными линеарными изображениями византийского периода да и с первыми распятиями, написанными предшественниками Чимабуэ и им самим. На руках и груди переход от освещенных объемов к затененным участкам происходит почти незаметно. Кости и связки ног различимы под кожей также благодаря игре света и тени – подобной тонкости еще долго не удастся добиться никому из художников.