История зеркал. От отражения в воде до космической оптики - стр. 13
В Юнани рассказывают не о Рыбе, а о Зеркальном Тигре. Кое-кто утверждает, что перед нашествием из глубины зеркал будет слышен лязг оружия.
А. П. Афанасьев приводит взаимосвязь зеркала и солнца у славян. Существует масса сказочных преданий «о чудесном дворце, из окон которого видна вся вселенная, а владеет тем дворцом прекрасная царевна (Солнце), от взоров которой нельзя спрятаться ни в облаках, ни на суше, ни под водой; о волшебном зеркальце, которое открывает глаза всем – и близкое, и далекое, и явное, и сокровенное». Там, где в русской сказке завистливая мачеха допрашивает волшебное зеркальце, в подобной же албанской сказке она обращается прямо к Солнцу. Народные загадки уподобляют глаза человеческие зеркалам и стеклам: «Стоят вилы (ноги), на вилах короб (туловище), на коробе гора (голова), на горе два стекла (или зеркала – глаза)». Можно сравнить глядильцо – зрачок глаза и гляделка, глядельце – зеркало. То же сродство одноименных понятий обнаруживается и словом зеркало – зерцало, созерцать. В древности зеркала были металлические, а потому мифическое представление солнца зеркалом, известное еще греческим философам, совпадало с уподоблением его золотому щиту.
В Японии считают, что солнце ежедневно восходит только благодаря зеркалу. В древней религии Японии синто – бронзовое зеркало – почитается как образ Божественного Солнца.
Термином сансю-но дзинки обозначаются три священных сокровища, три особых предмета, ставших с древних времен в Японии эмблемами императорской власти, императорскими регалиями.
Этим трем предметам приписывается божественное происхождение; они издревле составляют наследственные, высокочтимые сокровища императорского дома и, передаваясь преемственно каждым предыдущим императором каждому последующему. Они являются весьма существенными эмблемами, важными атрибутами императорской власти, настолько существенными, что законным императором считается фактически обладатель трех сокровищ, и, наоборот, неполучение императором сокровищ, хотя бы и при наличности всех прочих данных, всегда может служить поводом к непризнанию его законности.
По преданию богиня солнца, Аматэрасу ока-ми или Аматэрасу-о-миками – озаряющее небо великое божество, считающаяся родоначальницей японской императорской династии и всего японского народа, послала своего внука Ниниги-но микото с неба царствовать на земле, а именно на островах японского архипелага. Посылая его, Аматэрасу вручила ему три предмета, три священных сокровища – сансю-но дзинки, как внешние знаки его божественного происхождения, как предметы, долженствующие напоминать о связи его потомков с небом, как эмблемы власти, полученной от божества; при этом она завещала чтить эти сокровища и хранить их неизменно при себе. Начиная с этого-то именно Ниниги-но микото и передаются, по преданию, священные сокровища в императорском доме наследственно, будучи признаваемы за эмблемы божественного происхождения императоров и божественности их императорской власти. Предметы, составляющие Сансю-но дзинки, – три священных сокровища. Это: Ята-но-Кагами – зеркало больше пядени; Амэ-но муракумо-но цуруги – меч небесных густых облаков, (имеющий еще другое имя: Кусанаги-но цуруги – меч коситель травы); Ясакани-но магатама – сияющая изогнутая яшма.