История туризма и гостеприимства - стр. 61
Святитель Григорий (ок. 335–389), вселенский учитель церкви, названный Богословом, осуждал чрезмерное увлечение паломничеством, особенно когда паломники совершают путешествия в Иерусалим из праздного любопытства. По мнению святителя Григория, безобразий здесь куда больше, нежели благочестия. «В Палестине изобилует грех и всякое нечестие… Зачем стараться делать то, что не приближает к Царствию Небесному? Ведь Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим, как доброго дела… Если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты и был на Голгофе, ты столь же далек от Христа, как и тот, кто не исповедовал и начала веры… И напротив, поистине в сердце того, кто имеет Бога, находится и Вифлеем, и Голгофа»[22]. Лучше быть простым отшельником, чем показным паломником, заключает он. Паломничество приобретает подлинный смысл только для укрепления веры.
Эту позицию в то время поддержали и другие отцы Церкви, выступив против массового увлечения паломничеством, которое осуществляемое без благословения священства, а скорее из праздного любопытства или тщеславия и с другими сомнительными целями.
Иерусалим – центр паломничества
Изначально потоки паломников устремлялись в Вифлеем, город, в котором родился Иисус. В 325 году над несколькими пещерами была построена базилика, а позднее, во времена правления императора Юстиниана в VI в., возведен храм Рождества Христова.
Большое число священных мест находится в Иерусалиме. Этот город – место, куда стремится попасть каждый христианин. История этого города насчитывает 4 тыс. лет. Впервые он упоминается в древних летописях середины II тысячелетия до н. э. В X веке до н. э. Иерусалим – центр Иудейского царства. Еще во времена царя Давида здесь была столица его государства. Царь Соломон, сын Давида, построил здесь Первый храм, развалины которого – Стена плача – с V в. являются местом паломничества представителей иудаизма. В VI веке до н. э. был построен Второй храм. Красоту этого величественного сооружения описал древний историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях», сравнив этот храм со сверкающей горной вершиной. Второй храм был разрушен в I в. н. э. во время Иудейской войны. Представить великолепие этого сооружения можно по точной модели Второго храма, воссозданной уже в наше время, в 60-е гг. XX в., в масштабе 1:50 и демонстрируемой ныне на территории одного из иерусалимских отелей.
В 33 году близ Иерусалима, на горе Голгофа, был распят Иисус Христос. Во времена византийского императора Константина, воздвигшего у Святого Гроба храм, который является главной святыней христианства и целью паломничества, в христианских странах Запада путешествие в Палестину стало популярным. Этому также способствовало то, что халифы не мешали паломникам, а скорее им покровительствовали, позволив пилигримам построить церкви и больницу.