История суда и правосудия в России. Том 2: Законодательство и правосудие в Московском государстве (конец XV – 70-е годы XVII века) - стр. 74
Отдельные разряды служилых людей составляли иноземцы и так называемые архиерейские дети боярские и дворяне, т. е. служилые люди Церкви, получавшие от нее населенные земли.
Другую группу служилых людей составляли служилые люди «по прибору» (по вербовке, найму, а не по наследству): дьяки, стрельцы, пушкари, драгуны, воротники, рейтары и солдаты, городовые (служилые) казаки. Они занимали среднее положение между служилыми «по отечеству» и тяглыми людьми, получали за службу денежное и земельное жалование, различные льготы в ведении промыслов, торговли.
С периода становления Великого княжества Московского в источниках упоминается казачество как часть русского народа, имевшая этнические и другие особенности. Казачье общество сочетало воинскую дисциплину с вечевой демократией на принципах общины. 1570 г. датируется первая царская грамота донским казакам, которым за содействие царскому посланнику, выполнявшему специальную миссию к султану Оттоманской Порты, обещали «жаловали за службу». В 1594 г. при царе Федоре Иоанновиче за аналогичную миссию также обещалось «царское жалованье»[232].
Духовенство составляло особую категорию населения. Высшие иерархи представляли собой разряд духовных феодалов и обладали в основном теми же привилегиями, что и светские феодалы. Духовенство было «белым» сословием, т. е. освобожденным от платежа податей и несения повинностей. Церковные учреждения обладали иммунитетом (так называемыми тарханами).
Городское население в рассматриваемый период утратило права, которые имело в эпоху Киевского государства. В Московском княжестве городское население получило особое название – посадские люди. Привилегированное положение среди них занимали гости: звание гостя жаловалось видным купцам за службу и под условием службы, которая заключалась в заведовании таможенными и кабацкими сборами и в выполнении других обязанностей по финансовому управлению. Гости освобождались от общинных податей и повинностей, от платежа торговых пошлин, имели право владеть вотчинами и поместьями и подлежали непосредственному суду самого царя.
Среди горожан выделялись купцы первых сотен – гостиной и суконной, также имевшие привилегии. Основная масса городского населения входила в состав так называемых черных сотен и слобод. Посадские люди принадлежали к разряду черных, тяглых людей; как и сельские люди, они несли тягло, различного рода сборы и повинности.
Особую категорию среди городских людей составляли «беломестцы». За счет отторжения ими от посадов тяглых земель положение посадских в XVII в. заметно ухудшилось. Это привело к тому, что многие из городских людей уходили из посадов в крестьянство, поступали в холопы и таким образом выходили из тягловой организации. В 1649 г. были упорядочены тягловые отношения посадского населения. По Соборному уложению было постановлено вернуть посадам отторгнутые «беломестцами» земли, дворы, лавки; привлечено к тяглу было и население служилых слобод, примыкавших к посадам. Приняты были меры к возвращению ранее ушедших из посадов. Под угрозой серьезных наказаний посадским запрещалось выходить из посадов