Размер шрифта
-
+

История суда и правосудия в России. Том 2: Законодательство и правосудие в Московском государстве (конец XV – 70-е годы XVII века) - стр. 57

. Заслуживает внимания монография юриста В. А. Глухова, исследовавшего правосознание в аспекте функционирования системы церковных наказаний[185]. Представляют интерес и работы этого же автора в области изучения влияния церковной юрисдикции на регуляцию уголовно-правовых отношений в России[186],

Религиозные преступления в системе русского права X – начала XX в. рассмотрены в диссертационном исследовании юриста В. Л. Ефимович[187]. Задачей этого исследования является выявление природы религиозных преступлений и изменения отношения к ним в связи с переменами, происходившими в отношениях Церкви и государства. Однако в диссертации исследуется слишком большой временной период, в течение которого и отношения между государством и Церковью менялись, и далеко не всегда от этого фактора зависела классификация религиозных преступлений. Да и тезис о том, что «государство и Церковь в соответствии с идеей симфонии властей составляли единое целое», вызывает сомнения, В период позднего Средневековья конфликты с Церковью были у Дмитрия Донского и весьма серьезные у Ивана III (Собор 1503 г.). Большой хронологический период, исследуемый в диссертации, как явствует из автореферата, не позволил автору сосредоточиться на религиозных преступлениях XIV–XVII вв. (стригольники и жидовствующие), формах их преследования и разногласиях по этому вопросу как внутри Церкви, так и между Церковью и властью. Тема, несомненно, интересная, и полагаем, что она заслуживает более детального рассмотрения в свете поставленных диссертантом задач: четкого выяснения взаимоотношений государства и Церкви на разных исторических этапах, их взаимообусловленности и изучения действий, направленных против Церкви – в той мере, в какой это допустимо рассматривать их как преступления одновременно против Церкви и государства.

Серьезным научным вкладом в изучение истории канонического права являются работы историков, посвященные публикации и научному анализу Кормчей книги и Стоглава. В этом плане необходимо отметить публикацию Кормчей книги ранней Мазуринской редакции Е. В. Беляковой[188] и публикацию текста Стоглава (с комментариями) Е. Б. Емченко[189].

Вопросы, касающиеся церковного и канонического права и деятельности церковных судов, подвергались диссертационному исследованию историками права. В диссертации А. Ю. Гаращенко, посвященной юрисдикции и устройству церковных судов в допетровский период, рассмотрены вопросы «конкуренции юрисдикций» по различным категориям дел. Автор пришел к выводу о существовании плюралистической модели трех «правовых систем»: государственного, канонического и обычного права

Страница 57