История суда и правосудия в России. Том 1: Законодательство и правосудие в Древней Руси (IX – середина XV века) - стр. 21
История Древнерусского государства, его права и правосудия была освещена в многочисленных монографиях, учебниках и учебных пособиях, докторских и магистерских диссертациях, сборниках научных статей, источников древнего российского права, а также в судебной и административной практике. При этом использовались три способа освещения исследуемых проблем. Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским были изданы многотомные исследования истории России, в которых содержались главы, разделы, посвященные анализу источников древнерусского права и деятельности судебных органов. Право и правосудие рассматривалось на фоне социально-экономических, политических явлений и процессов, проходивших в Древней Руси, и во взаимосвязи с ними. И. Д. Беляевым, М. Ф. Владимирским-Будановым, Д. Я. Самоквасовым, В. И. Сергеевичем, А. Н. Филипповым[33] и другими исследователями были изданы монографии и учебные курсы, в которых излагалась вся история развития русского права и, соответственно, его начальная стадия, охватывающая многовековую историю становления и развития древнерусского права и правосудия. Третий и самый плодотворный путь исследования проблем истории государства, права и правосудия Древней Руси сводился к изданию монографических и иных работ, посвященных непосредственно тем или иным аспектам истории древнего государства, законодательства и правосудия.
Что касается многотомных изданий истории России Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, то проблемы древнерусского права и правосудия получили наиболее творческое освещение лишь в учебном курсе последнего.
Во втором томе «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин отводит Русской Правде целую главу. Его заслуга, по признанию М. Н. Тихомирова, состоит в привлечении новых текстов Правды, в первую очередь Карамзинского списка. Однако Карамзин не провел их сравнительного анализа, ограничился описанием содержания отдельных правоположений и пояснениями, данными в примечаниях, основанными на собственных домыслах. Более того, Н. М. Карамзин не сумел увидеть подлинное значение Русской Правды как источника древнерусского права, полагал, что за ее основу взят один из древних скандинавских или германских законов[34].
С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» древнерусскому праву отводит отдельную главу «Внутреннее состояние русского общества в первый период его существования», в которой дает лишь общую характеристику Русской Правды, основываясь преимущественно на положениях, полученных другими исследователями. Он соглашается с ними в том, что о скандинавских корнях данного источника права не может быть и речи, и одновременно признает, что научная обработка Русской Правды остается очень неудовлетворительной.