Размер шрифта
-
+

История суда и правосудия в России. Том 1: Законодательство и правосудие в Древней Руси (IX – середина XV века) - стр. 133

После введения христианства на Руси Русская церковь была подчинена константинопольскому патриархату и осуществляла церковное правосудие по его законодательным актам, среди которых наиболее широкое распространение на Руси получили Номоканон, Эклога и Прохирон. Номоканон представлял собой свод правил, установленных церковными соборами, правовыми актами императора либо епископов по вопросам церковного правосудия. Эклога, известная на Руси под заголовком «Главизны премудрых и верных царей Леона и Константина», состояла из норм уголовного, семейного, гражданского законодательства, закрепленных Кодексом Юстиниана и регулирующих наиболее распространенные в этот период правоотношения. Прохирон, действовавший на Руси под заголовком «Закон градский», был рассчитан преимущественно на судей и содержал нормы уголовного, гражданского, семейного и других отраслей права, при этом определенная часть его норм противоречила нормам, закрепленным в Эклоге. Влияние Эклоги и Прохирона на русское право, «главным образом, обусловливалось подсудностью духовным судам вопросов брачного права и права наследственного. При решении этих вопросов духовенство, конечно, обращалось не к народным обычаям, а к постановлениям византийских императоров. Эта практика церковных судов и оставила след в Пространных списках Русской Правды»[387].

Значительная часть норм по вопросам церковного правосудия содержится в уставах и грамотах древнерусских князей. Самым древним из них является Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных. Уставом был установлен запрет на вмешательство светской власти в правосудие, осуществляемое церковными судами, определены его юрисдикция и источники финансирования церкви. Устав князя Ярослава Мудрого развивал и конкретизировал ряд положений Устава князя Владмимира Святославича, в том числе содержал нормы по вопросам брачно-семейных отношений, правонарушений, совершаемых церковными людьми, и устанавливал конкретные (имущественные и (или) церковные) санкции за нарушения церковных канонов. Впоследствии акты, которыми церкви передавались публичные, имущественные права, принимались другими князьями. Это Устав новгородского князя Святослава Ольговича о церковной десятине 1137 г., Уставная и жалованная грамота князя Ростислава Мстиславича церкви Богородицы и епископу Смоленскому, Новгородский устав Великого князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых и др.

Конец ознакомительного фрагмента.

Страница 133
Продолжить чтение