История сокровищ - стр. 48
Сооружение это состояло из 1500 подземных и стольких же наземных помещений, украшенных скульптурами и рельефами, – колонных залов, дворов, подземелий и запуганных переходов. Стиль этого храма-дворца отличался строгой монументальностью. Его особенностью являлось использование огромных каменных монолитов. Из больших плоских монолитных плит были выполнены перекрытия, из монолитного камня высечены колонны – их бесконечные ряды играли главную роль в оформлении помещений Лабиринта.
Особенно примечательна была погребальная камера, высеченная из цельной глыбы отполированного желтого кварцита. Рядом с храмом возвышались две колоссальные статуи Аменемхета III из такого же желтого блестящего кварцита, достигавшие вместе с пьедесталами 18 метров в высоту. Громадные размеры, величественные статуи, подчеркнутая торжественность и монументальность – все это свидетельствует о том, что подземный храм Аменемхета III являлся центром общегосударственного культа фараона.
Питри открыл не только заупокойный храм Аменемхета III, но и обнаружил гробницу самого фараона. В 1889 году Питри приступил к исследованию огромной горы из щебня, одиноко высившейся неподалеку от деревни Хавара. Это была сильно разрушенная пирамида, давным-давно лишившаяся известняковой облицовки и за долгие столетия превратившаяся в гору мусора. Питри долго и безуспешно пытался отыскать вход в нее. Не отыскав и следов входа, он приказал рабочим пробивать туннель прямо через пирамиду.
Питри открыл лаз в камеру, которую он сперва принял за погребальную. На самом деле это было помещение, находившееся над усыпальницей фараона. Сама же усыпальница оказалась затопленной затхлой водой. Спустившись на веревке в темную сырую гробницу, Питри с разочарованием обнаруживает, что она давно ограблена: стоящие здесь два саркофага взломаны и опустошены. Рядом с ними стоял драгоценный жертвенный алтарь из алебастра, который в итоге вознаградил Питри за все его старания. Роясь в зловонной жиже, Питри извлек на свет остатки погребальной утвари, в том числе – сосуд из алебастра, на котором было начертано имя «Аменемхет». В соседней камере Питри нашел бесчисленное множество жертвоприношений. Все они были посвящены царевне Пта-Нофру, дочери Аменемхета III.
Питри был человеком непреклонной воли, редкой выдержки и настойчивости. Поэтому он решил тщательно исследовать все хитросплетения подземных ходов гробницы, пытаясь понять, каким же образом сюда смогли проникнуть грабители. Многодневные лазания по переходам позволили Питри сделать вывод: для того чтобы преодолеть всю эту систему ложных ходов и ловко замаскированных входов, грабителям потребовалось бы несколько лет. Или им все-таки кто-то помог? В египетских текстах сохранились на этот счет туманные намеки. Очевидно, что кто-то из жрецов, стражников или чиновников участвовал в ограблении, подсказывая кратчайший путь к погребальной камере. И вероятно, этим промыслом занималась целая прослойка коррумпированных представителей светской и духовной власти.