Размер шрифта
-
+

История социальной мысли в Исламе - стр. 7

)[20] нельзя характеризовать как антинаучное действие. На наш взгляд, никакая научная книга, если в ней изложены научные истины и если ее выводы преподносятся естественным образом, не повлечет за собой каких-либо заблуждений. Книга может ввести в заблуждение лишь тогда, когда в ней изложены антинаучные вопросы. А аяты и предания мусульманских ученых говорят о том, что разум и Божественное откровение (вахй), наука и религия, прекрасно сочетаются друг с другом и дополняют друг друга.

Кроме того, можно указать и на ложное утверждение о сожжении книг со стороны мусульман, которое в качестве обвинения используется некоторыми лицами. Исследователи, такие, как Мортаза Мотаххари, тщательно рассмотрев данное обвинение, доказали его необоснованность и выяснили, что нет никакого достоверного исторического документа, который бы его подтверждал[21]. Мусульмане при соприкосновении с другой культурой стремились принять от нее все полезное и положительное, занимались ее очищением и облагораживанием. Они использовали заимствованные и созданные ими самими науки на благо мусульманского общества и всего человечества.

Ислам и гуманитарные науки

На тему того, можно ли говорить о гуманитарных науках, добавляя прилагательное «школьные» (в смысле идейного течения и идейной традиции) и «религиозные», тем самым относя их к различным идейным школам, в частности, к Исламу, и в качестве примера вести речь об «исламских гуманитарных науках», велось немало споров. Конечно, данный вопрос все еще нуждается в более детальном и завершенном исследовании, чтобы путем рассмотрения различных его аспектов прийти к точному и единому выводу. В данном случае мы не намерены рассматривать этот вопрос, скорее, мы говорим о том, следует ли Исламу и религиозным текстам отражать вопросы гуманитарных наук или нет.

В этом плане бесспорным является тот факт, что Ислам достаточно много и в ясной форме занимался вопросами о человеке и о законах, управляющих общественными явлениями. И даже лица, спорящие о возможности и существовании исламских гуманитарных наук в Исламе, согласны с тем, что Ислам представляет собой гуманистическую школу, в рамках которой о человеке и его обязанностях говорилось достаточно много.

Высказывания Ислама по вопросам относительно человека не ограничиваются индивидуальными аспектами человеческого бытия и в достаточно явной форме отражают также и социальный аспект жизни. В этом плане ‘Аллама Табатабаи пишет:

«Ислам является первым провозвестником рассмотрения общества в качестве самостоятельного бытийного начала

Страница 7