Размер шрифта
-
+

История социальной мысли в Исламе

1

Под «теологическими науками» подразумевается система просвещения, основанная на оказании поддержки человеку в его убеждениях и действиях согласно религиозным установкам и фактически охватывающая все религиозные наставления и научные основы религии.

2

Коран, 2: 31.

3

Маджлиси, Мухаммад Бакир. Бихар ул-анвар (Моря света), т. 11, с. 117, 145 и 146.

4

Там же, т. 11, с. 146, 147.

5

Мисбах Йазди, Мухаммад Таки. Ма’арифи Кур’ан (Кораническое просвещение), с. 365.

6

Коран, 2: 247.

7

Талут – один из царей Израиля. Его настоящее имя – Саул. История Талута упоминается в аятах Корана (2:247–251). По сообщению историков Табари и Ибн Асира, он стал царем Израиля по воле Аллаха, переданной через пророка Исмаила (Самуила). Как известно, племя амаликитов, которое проживало между Египтом и Палестиной, нанесло израильтянам ряд тяжелых поражений. Тогда они обратились к Пророку, чтобы он назначил для них царя, который будет способен повести их на войну и одержать победу над врагом. Пророк объявил их царем Талута, родословная которого восходила к Беньямину, сыну Йакуба (Коран, 2: 247). Талут более других подходил для управления страной. Он обладал смелостью, решительностью, глубокими познаниями, мудростью, стремлением к справедливости, отличными физическими данными и превосходил всех остальных израильтян. Несмотря на все это, многие израильтяне отказывались признавать Талута царем, исходя из своих местнических, клановых интересов. Однако в конце концов Талут все же стал царем и сразу выступил против амаликитов и филистимлян и победил их. В его армии сражался Давуд, который убил правителя амаликитов Джалута. После этого Давуд женился на дочери Талута и после его смерти стал царем Израиля. Талут правил Израилем около сорока лет. (Прим. переводчика).

8

Маджлиси, Мухаммад Бакир. Бихар ул-анвар (Моря света), т. 1, с. 165.

9

Коран, 12: 55.

10

Маджлиси, Мухаммад Бакир. Бихар ул-анвар (Моря света), т. 2, с. 31.

11

Там же, т. 1, с. 183.

12

Там же, т. 1, с. 187.

13

Коран, 48: 29.

14

Коран, 24: 55.

15

‘Аллама – в переводе с арабского языка означает «высокообразованный, эрудированный человек, признанный и выдающийся ученый». (Прим. переводчика).

16

Там же, с. 173.

17

Калайн, Ренан. Кембриджская история науки, с. 281.

18

См.: Наср Сайид Хусайн.‘Илм ва тамаддун дар ислам (Наука и цивилизация в исламе); Зарринкуб, ‘Абд ал-Хусан. Исламская цивилизация, Москва, «Андалус»; Хакими, Мухаммад Реза. Данеше Муслимин (Наука мусульман).

19

См.: Ла Бом, Жюл. Введение в подробном изложении аятов Священного Корана; Миели, Альдо. Исламские науки и их роль в научном преобразовании мира; Калайн, Ренан. Кембриджская история науки; Дампьер, Уилям. История науки, с. 94–105.

20

Запретные книги (далла) – книги, в которых допущены искажения в описании реалий, и на основе этих искажений сделаны определенные выводы.

21

Мутаххари, Муртаза. Ислам и Иран: история взаимоотношений, СПб, 2008, с. 197–231.

22

Табатабаи, Мухаммад Хусайн. Ал-Мизан фи тафсир ал-Кур`ан, т. 4, с. 95.

23

Там же, т. 2, с. 94.

24

а) Антропология и описание жизненного, исторического, демографического аспектов жизни людей, их талантов, стимулов, условий и конъюнктуры, господствующие над ними законы; по всем этим направлениям написаны многочисленные книги. (Для более подробной информации см.: Ма’арифи Кур’ан («Кораническое просвещение»), часть 3).

б) Внимание, сосредоточенное на изучении социальной жизни народов и племен прежних эпох, выявление господствующих над этими народами законов, изучение их судеб, изучение назидательных сторон их жизни; точно также следует отметить аяты, которые призывают людей путешествовать по земле.

в) Изложение некоторых законов, управляющих социальными явлениями, и предложение пути решения части социальных проблем; так же, как аяты, которые указывают на связь некоторых общественных проблем с верованиями людей.

г) Указание на некоторые из вопросов когнитивной социологии (или социологии познания) и указание на их роль в социальной жизни. К ним относится, например, описание препятствий на пути познания и роль социальных факторов в убеждениях народных масс.

25

Конечно, в этом плане существуют новые и весьма важные вопросы, которые нуждаются в серьезном исследовании. Например:

а) На каком уровне находятся описательные тексты Ислама относительно социальных вопросов и можно ли, используя их, создать новую науку в одной из основных областей общественных наук?

б) Каков упорядоченный способ извлечения этих вопросов из аятов и преданий и какие существуют на этом пути трудности?

в) Правильно ли связывать эти тексты с наукой? И не противоречит ли данное действие принципам универсальности, доказуемости, возможности обсуждения и передачи в научном плане?

В рамках данной краткой статьи невозможно рассмотреть эти важные вопросы. Некоторые из них были рассмотрены в первом томе нашей книги «Основы социологии», а также будут упомянуты нами во втором томе «Основ социологии» и в книге «Философия социологических наук», которые только готовятся к публикации.

26

Как было упомянуто, этот вопрос будет нами рассмотрен во втором томе книги «Основы социологии».

27

Гоулднер, Элвин. Кризис западной социологии, с. 59–60.

28

Питер Бергер говорит о необходимости правильного представления о «человеке в особых ситуациях и в общей форме» и о роли этого представления в социологических исследованиях. См.: Berger, PeterL.; An Invitation to Sociology; p. 189.

29

Отличие при трактовке тематики является следствием разногласий по вопросам основ и фундаментальных предположений социологии, таких как вопросы антропологии, миропознания и онтологии общественных явлений.

30

Не исключается и вероятность того, что при выборе метода подразумевается именно метод эксперимента (опыта). Ибо для рассмотрения социологических вопросов Ислам также предлагает именно этот метод, считая его надежным. В любом случае, вопрос зависит от позиции и основ, которые выбираются для исследования в данном направлении. Но в третьем случае, который является чисто предположительным, между исламской и обычной социологией с точки зрения метода никаких отличий не предвидится.

31

Вопрос о цели науки привлекал внимание с давних времен. Существуют различные точки зрения. К ним относятся, например, такие понятия, как «наука ради науки», «наука ради обуздания природы», «наука ради средств к существованию», «наука ради улучшения уровня жизни и достижения материального счастья». Ислам установил цель науки как познание Господа, Его откровений (аятов), и использование этих познаний для достижения счастья в земном и (самое главное) небесном мире.

32

При написании этого раздела использованы нижеследующие источники:

а) Шариф, М. М.; Та’рихе фаслсафа дар ислам («История исламской философии»), т. 1, с. 639;

б) Ал-Фахури, Хана и Халил ал-Джарр; Та’рихи фалсафа дар джахане ислами («История философии в исламском мире»), перевод на фарси ‘Абд ал-Мухаммада аяти, с. 290;

в) ‘Аввад, Куркис и ‘Аввад Михаил. Ра`ид ад-дарасат мин Аби Наср ал-Фараби («Основоположник учения Абу Наср ал-Фараби»), Багдад, 1975;

г) Хушру, Гулам’али, Шинахте анва’и иджтима’ аз дидгахи Фараби ва Ибн Халдун («Познание различных видов обществ с позиции Фараби и Ибн Халдун»), с. 19.

33

Та’рихи фалсафа дар джахани ислами («История философии в исламском мире»), с. 295.

34

Точно неизвестно, в каком именно году он предпринял поездку в Багдад, хотя по некоторым источникам можно установить, что ему в это время исполнилось примерно сорок лет; ибо, когда он прибыл в Багдад, халифом был ал-Муктадир, правления которого началось в 898 г. В это время Фараби исполнилось 36 лет, а его поездка в Багдад однозначно состоялась после этого.

35

Та’рихи фалсафа дар джахани ислами («История философии в исламском мире»), с. 350, 336.

36

См.: Ал-Маурид, т. 4, № 3.

37

См.: Ал-Маурид, т. 4, № 3.

38

Та’рихи фалсафа дар джахани ислами («История философии в исламском мире») т. 1, с. 643.

39

Подробнее см.: Там же, т. 3, с. 519–521 и 528.

40

См.: Бадви, ‘Абд ар-Рахман. Маусу’ат ал-фалсафа («Философская энциклопедия»), т. 2, с. 95–97.

Страница notes