Размер шрифта
-
+

История России - стр. 38

Так развивалась в домонгольский период Новгородская волость. Сильный северный город-государство, не пострадавший от татаро-монгольского нашествия, опираясь на волостное ополчение, смог остановить вскоре натиск шведских и немецких рыцарей.

Владимиро-Суздальская Русь – сложный в этническом плане регион, заселенный восточными славянами относительно поздно. Как считают археологи, славянизация местных финнов здесь продолжалась в XI–XIII вв., а кое-где затянулась до XIV столетия. Долгое время эти земли находились в даннической зависимости от Киева.

В 1024 и 1071 годах здесь вспыхивали «восстания волхвов», которые свидетельствовали не только о мощных языческих традициях в этих землях, но и даннической зависимости их от Киева. В борьбе с Киевом вызревают местные городские центры, вечевые общины.

Причем особенностью земли было наличие двух «старых» городов, примерно равных по своему значению и конкурировавших друг с другом: Ростова и Суздаля. Владимир Мономах направил в Ростов сына Юрия – еще ребенка, сопровождаемого опытным боярином Георгием Шимоновичем, надеясь сохранить зависимость этих земель от Киева. В начале второго десятилетия XII в. было завершено строительство укрепления города Владимира – пункта важного стратегического значения, который с течением времени из пригорода превратился в мощный общинный центр земли. Но с севера-запада грозил другой грозный противник – Новгородская земля. Походы и с той и с другой стороны следовали один за другим. Зимой 1134–1135 гг. в битве у Ждан-горы соединенное войско новгородцев, псковичей, ладожан, всей Новгородской области было разбито. Поражение было страшным. Но борьба продолжалась и после этого.

Со смертью Мономаха подчиненность Ростовской земли Киеву прекращается. Более того, Ростовская земля становится для Юрия Владимировича оплотом борьбы за киевский стол. Если прежде Ростову приходилось соперничать с Суздалем, то теперь на передний план выдвигается Владимир. Но до открытой борьбы дело пока не дошло. После смерти Юрия Долгорукого ростовцы, суздальцы и владимирцы «пояша Андрея сына его старейшего и посадиша и в Ростове на отни столе и Суждали, занеже бе любим всеми». Так произошла решительная ломка прежних отношений населения Северо-Восточной Руси с князьями. Если Юрий был направлен из Киева, то теперь жители Северо-Восточной Руси сами избирают себе князя путем вечевого решения. Этот факт свидетельствовал о росте силы и влияния городских общин, о полной независимости Ростовской волости от Киева.

Да и сам Андрей Юрьевич (1157–1175) вполне соответствовал новой ситуации, с самого начала своей карьеры проводя просуздальскую политику. В 1155 году Андрей против воли отца ушел в Суздаль. С собой он вез взятую в Вышгороде икону Богородицы, которую привезли вместе со знаменитой иконой «Пирогощей» на одном корабле из Царьграда. Он приказал ее оковать более чем тридцатью гривнами золота, серебром, жемчугом. Это было нужно для создания в Северо-Восточной Руси нового идеологического центра. Религиозная политика на долгое время становится основным направлением деятельности Андрея.

Страница 38