История России - стр. 110
Но величина территории, которая послужила в ту пору авансценой русской истории, разнообразие этносов, ее населявших, создали с самого начала проблему «центра – окраин», которую дореволюционные историки пытались объяснить различными концепциями «федерализма» (Н.И. Костомаров), «областничества» (А.П. Щапов) и т. д. На уровне социальной и этнической психологии речь должна идти о том, что, наряду с осознанием себя русским и православным всегда очень сильным, было, так скажем, «региональное самосознание» – человек явственно ощущал себя рязанцем, новгородцем, псковичом и проч. Существенные различия обнаруживаются и в языке, и в антропологическом типе. В области культуры это приводило к значительным вариациям, иной раз даже к формированию субкультуры.
Многие из этих черт своими истоками уходили во времена Киевской Руси с ее городами-государствами. Тем более что историческая действительность способствовала сохранению и даже консервации этих черт. Новгородская «народность», как мы знаем, была присоединена к Российскому государству лишь в конце XV в.
В «монгольский период» меняется характер расселения русских, тип сельского поселения. Одним из основных типов сельского поселения, как и в эпоху Киевской Руси, оставалось «село», в котором обычно находилась церковь, а при ней погост – кладбище. Более мелким типом поселения, которого не знало домонгольское время, становится «деревня» – мало-дворное крестьянское поселение, часто совпадавшее с одним двором. Села и деревни объединялись в волости, пользовавшиеся самоуправлением.
Основным типом сельской постройки становится бревенчатая изба, хорошо известная по поздним этнографическим материалам. Внутреннее убранство было простым – вся жизнь концентрировалась вокруг печи, которая обычно топилась по-черному, и стола. По стенам стояли лавки и сундуки. Одежду крестьяне шили из льна, а зимой из овчины. Пища их всегда была простой, но здоровой. Впрочем, далеко не всегда ее было вдоволь. Именно в это время появляется сам термин «крестьяне», т. е. «христиане» – в противовес «бусурманам». Надо констатировать общую аграризацию Руси в это время – отныне она станет поистине крестьянской страной. Крестьянам предстояло совершить подвиг освоения пространств Восточной Европы. За крестьянской колонизацией продвигалась и монастырская. В более позднее время героями колонизационного процесса наряду с крестьянами станут казаки и служилые люди. Вместе будут заселять они суровую и загадочную «страну» Сибирь, простиравшуюся за Уралом.
Города особенно пострадали от монгольского нашествия. Но постепенно возрождается и городская жизнь. Как и прежде, «город» – это огороженное место, поселение, которое многими нитями связано с сельской округой. Как отметил Н.Е. Носов, «вплоть до XVI в. здесь кроме действительно крупных и богатых городов, преобладали сравнительно небольшие, но зато сильно укрепленные города-крепости, в большинстве являвшиеся военно-политическими центрами» бывших княжеств.