История Римского Государства: Политика Религия Война - стр. 8
Ингумационные культуры делятся на три вида, каждый из которых видимо восходит к старой Аппенинской культуре, которая разделилась на два разных направления: Культура Кампании и Калабрии, для которой большую роль сыграла греческая колонизация, Пиценская культура и Апулийская культура. Обе последние находились под Иллирийским влиянием. Апулия и Умбрия-Пицен плохо задокументированы в раннем железном веке, но зато они сохранились и после римского завоевания. Археологи находят узорчатую керамику, которая по качество и исполнению напоминает иллирийскую. Но италийскую работу гораздо легче отличить. Скорее всего эти культуры были воинственны, т.к. в их захоронениях присутствует вооружение, а на стеллах изображены воины в Нуманских шлемах.
Железный век является во многом решающим. Если в бронзовый век Италия была заселена самыми разными людьми, скорее всего одной культуры, с одним языком, то в железный век на смену однородной человеческой массе пришла народность. Этот переход от безымянного человека к представителю Виллановой культуры, Пиценской, Голлассекской и т.д. является важнейшим разрывом между дикостью и варварством. Человек осознаёт себя по-другому, теперь в эпоху хаоса, которая царствовала ранее приходит какая-никакая структура, осознание своего места в обществе, положения и смысла. Появляется представление о месте. В дальнейшем, с образованием городов, черту города назовут померием, то есть священным местом. Образуется культ, а значит появляются зачатки для религии. Большую значимость отводят социальному положению человека. Воин всегда будет похоронен со своим вооружением. Более подробно эти аспекты будут разобраны в следующих главах. А сейчас будет полезно спросить самих жителей древнего Рима, об их происхождении.
§5. Легенды об происхождении
Особой важностью в истории любого народа является легенда об его происхождении. У любого народа, который осознает себя как нация есть свой легендарный герой основатель. У русских, поляков и чехов – это Рус, Чех и Лях. У жителей Афин – это легендарный Тесей. У жителей Фив-Кадм и так далее. Что примечательно, но самую большую ошибку, которую может допустить исследователь, изучающий историю какого-либо народа – это не поверить в эту легенду. Ошибочно полагать, что древний римлянин, грек, галл, финикиец, германец будет пытаться себе что-нибудь объяснить, опираясь на сказку собственного сочинения. Что бы понять, что такое легенда об основателе, нам надо обратиться к тем условиям и тому взгляду, в котором жил человек той эпохе и разобраться в общей структуре легенды. Только так мы сможем понять историю народа. Тут важно: не изучить, а именно что понять. Изучить значит посмотреть с позиции третьего лица, а понять-попытаться стать частью той эпохи.