Размер шрифта
-
+

История политических учений - стр. 46

Политическая культура Античности упраздняла себя постепенно: рядом с опустевшими театрами, этими ристалищами дерзкой политической мысли, возводились христианские храмы, где учили кротости и послушанию: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2:17). На смену античной соревновательности тел и умов приходили христианские подвиги укрощения плоти и вольного духа. Последние Олимпийские игры Античности состоялись в 395 г., а в 529 г. император Юстиниан закрывает афинскую Академию, просуществовавшую девять веков после ее основания великим Платоном.

На Западе Ромул Августул в 476 г. символически замыкает исторический цикл Древнего Рима, открытого легендарным Ромулом. И хотя на Востоке «ромейская» традиция продолжалась Византией, изнутри она уже покоилась на «подросшей» под нее христианской картине мира.

Историки отмечают «тот курьезный факт, что философия Средневековья не только начинается в Античном мире, но имеет в нем и свою классику – патристику» [Майоров, 1979, с. 9]. Патристикой (от лат. pater – отец) называют христианские учения «отцов церкви» периода II–VI вв., в которых осуществляется критическая переработка античного духовного наследия на доктринальной основе христианства.

В патристике выделяют отцов церкви, писавших по-гречески, и латинских авторов. О политических идеях в рамках греческой патристики подробнее будет сказано в разделе, посвященном политической мысли Византии. В целом же следует заметить, что «отцы церкви» решали двуединую задачу апологии и систематизации христианского учения. Соответственно, представителей патристики разделяют на «апологетов» и «систематиков».

На Востоке апологетика Марциана Аристида (вторая половина I – первая половина II в.) и Квадрата (Кодрата) (вторая половина I – первая половина II в.), Юстина (100–167) и Татиана (вторая половина II в.), Афинагора (вторая половина II в.) и Теофила (вторая половина II в.), Иринея (около 130 – около 202) и Ипполита (конец II – начало III в.) способствовала возникновению теологических спекуляций в Александрийской школе катехетов (Афанасий (около 295 – 373), Климент (около 150–215), Ориген (около 185 – 254)), а также в Каппадокийской школе (Василий Кесарийский (около 330 – 379), Григорий Назианзин (329–389), Григорий Нисский (около 335 – около 394)). В западной патристике первые латиноязычные апологеты в лице Минуция Феликса (между II и III вв.), Лактанция (около 250 – после 330) и Квинта Тертуллиана (около 160 – около 230) предшествовали теологическим построениям

Страница 46