История политических и правовых учений. Краткий курс - стр. 6
5. Высшие сословия Египта составляли жрецы, служащие фараона и военная знать. Жрецы не только занимались культовыми вопросами, но и занимали должности в административной системе. Во времена Нового царства, когда египтяне провели удачные военные действия, казна государства и храмов была значительно пополнена. Аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, высших военных и гражданских чинов, также имела большое влияние в египетском обществе. Большим почетом в обществе пользовались писцы, многим из которых фараон разрешал собирать налоги с населения в их пользу.
6. В середине II тыс. до н. э. в Египте сформировались сословные группы. Одни из них получили земельные наделы с правом наследования, другие, такие как свободные крестьяне и ремесленники, должны были работать на государственной земле и платить налоги либо работать на хозяина земли за пропитание. Крестьяне не имели права оставить закрепленное за ними место.
7. Источником притока рабов был военный плен, хотя нередко рабом становился и египтянин, которого обратили в рабство в результате многочисленных междоусобиц. В рабы продавали и за долги. Рабы были наиболее бесправны и нередко бунтовали.
8. В сохранившихся документах, характеризующих мировоззрения египтян, можно увидеть попытки философского толкования смысла жизни. В папирусе «Беседа разочарованного со своим духом» говорится о несправедливости общества, где господствует «насилие», повсюду «грабят», «сердца жестоки и каждый отнимает вещи брата своего».
9. Политико-правовые доктрины Древнего Востока имели прикладной характер, поскольку описывали функционирование власти не на обобщенном уровне, а на практическом, представляя власть во всех ее проявлениях как определенный механизм. Власть фараона отождествлялась с государственной властью. Вследствие этого появилась такая форма государственного правления, как деспотизм, которая характерна для всех древневосточных государств.
10. Политико-правовые концепции имели ярко выраженный этический подтекст. Один из политических трактатов того времени включал такие советы: «Сгибай толпу. Уничтожай пыл, исходящий от нее». Формирование и дальнейшее развитие политико-правовых учений проходило под влиянием мифологически-религиозных представлений, и все трудные вопросы решались с помощью мифологических или религиозных принципов.
4. Политико-правовые учения Китая
1. Расцвет философской и политической мысли в Китае произошел в период VI–III вв. до н. э. Это было связано с изменениями в экономической и политической жизни в результате появления частной собственности на землю. Выросла имущественная дифференциация, что повлекло за собой возвышение зажиточных членов общин. Патриархальные внутриродовые связи стали ослабляться, а социальные конфликты становились все сильнее. Началась жесткая борьба за власть между наследственной и имущественной аристократией.