Размер шрифта
-
+

История политических и правовых учений. Краткий курс - стр. 19

10. Схоластическое толкование политики и права. Воззрения средневековых юристов

1. Фома Аквинский (1226–1274) – средневековый философ и богослов. Его основные работы «Сумма теологии», «О правлении государей» подводят итог теолого-рационалистических поисков. Фома Аквинский – основная фигура средневековой политико-правовой мысли периода зрелой схоластики. Он переосмыслил философское учение в христианском духе, приспосабливая его к потребностям католической религии для обоснования феодальных отношений. Фома Аквинский доказывал необходимость поставить философию в зависимость от теологии: «Философия должна стать служанкой богословия».

2. Он уделял особое место учению о законах, их видах и соподчиненности. Позаимствовав у Аристотеля идею о делении законов на положительные (писаные) и естественные, Фома Аквинский подразделил дополнительно эти законы на вечный, естественный, человеческий и Божественный. Вечным законом Фома Аквинский называл Божественный разум, управляющий миром. Этот закон – основа природы и общества. Естественный закон он называл отражением (человеческим разумом) вечного закона. К нему Фома Аквинский относил инстинкт самосохранения и продолжения рода, социальные законы в обществе. Человеческий закон – определяемое законодательством феодальное право, действующее в государстве. Людей необходимо силой и страхом принуждать к добродетели, чтобы обеспечить выполнение норм закона. Божественным законом Фома Аквинский называл Библию.

Конец ознакомительного фрагмента.

Страница 19
Продолжить чтение