Размер шрифта
-
+

История почты. От голубиной до электронной - стр. 10

На станциях работали плотники и кузнецы, которые могли починить проезжающие повозки. Это были наследные общественные рабы, которых снабжали едой и одеждой, но которым не выдавали зарплату.

Для использования почты необходимо было специальное разрешение, либо для быстрой, либо для тяжёлой перевозки. Такие разрешения формально выдавались только для государственных целей, но влиятельные люди зачастую получали их для своих личных целей. Разрешение требовалось для каждой поездки: в нём указывались маршрут, срок действия и количество животных, которых было разрешено сменять на станциях. Было запрещено требовать от сотрудников станций большее, чем указано в разрешении, и использовать тягловый скот, не принадлежащий станциям: если не было свободного, путешественникам следовало дождаться его появления, а не требовать его у ближайшего крестьянина. Император Константин в своих законах угрожал за такие требования арестом и другими наказаниями.

Местные землевладельцы могли продавать на станции зерно за золото и платить им налоги, поэтому закрытие системы государственной почты было для них большой потерей.

В IV–VI веках на смену повозкам пришли всадники на верблюдах. Исчезла единая транспортная система империи, отменялись быстрые перевозки грузов. После закрытия системы чиновники могли использовать своих собственных животных, организоваться вместе или использовать частных перевозчиков.

В Китае служба пеших и конных гонцов была основана при династии Чжоу (1123—249 годы до н. э.). Известно, что на государственной службе состояли 80 гонцов и 8 главных курьеров, для которых на расстоянии 5 километров были устроены постои для питания, а на расстояниях примерно дня пути – пункты для ночлега. Позже эта почтовая система была расширена.

В Индии почтовая служба существовала с древности. Индийский эпос «Рамаяна» (IV век н. э.) упоминает о дорожных надсмотрщиках, на которых лежал надзор за гонцами, бежавшими от станции к станции. Звоном бубенцов они требовали дать дорогу, а также сообщали о своем прибытии. На поясе гонца имелась металлическая дощечка с его именем, номером и обозначением станции. Станции представляли собой хижины, где гонцы передавали друг другу послания. Для переправы через реки у гонцов имелись плавательные пояса.

У гонцов в разных странах могли быть специальные опознавательные знаки, чтобы окружающие знали, что человек едет по государственному делу. В Японии гонцы держали в руках колокольчики. Даже княжеским процессиям приходилось уступать им дорогу. Гонцы Чингисхана, проезжавшие огромные расстояния из Европы в ставку властелина, привязывали ко лбу табличку – «пайцзу». В зависимости от важности гонца и сообщения таблички были деревянные, серебряные или золотые с изображением сокола или тигра.

Страница 10