Размер шрифта
-
+

История мира в 6 бокалах - стр. 27

Симпозиум также порождал политические аналогии. Для современного взгляда собрание, на котором все пили из общей чаши, на первый взгляд воплощает идею демократии. Симпозиум действительно демократичен, хотя и не в современном смысле этого слова. Это было мероприятие исключительно для привилегированных людей. Но то же самое было характерно для афинской демократии – право голоса распространялось только на свободных мужчин, или на пятую часть населения. Греческая демократия опиралась на рабство. Без рабов, выполнявших всю тяжелую работу, мужчинам не хватало бы свободного времени для участия в политике.

Платон подозрительно относился к демократии. Во-первых, это мешало естественному порядку вещей. Почему мужчина должен подчиняться своему отцу или ученик своему учителю, если они «технически» равны? Слишком много власти в руках простых людей, утверждал Платон в своей книге «Республика», неизбежно приводит к анархии, и в такой момент порядок может быть восстановлен только тиранией. В «Республике» он изобразил Сократа, осуждающего сторонников демократии, как дьявольских винных «разливателей», которые соблазняли испытывающих жажду людей «крепким вином свободы». Другими словами, сила, как и вино, при употреблении в чрезмерных количествах может опьянять. Результатом в обоих случаях является хаос. Платон считал, что идеальным обществом должна управлять аристократия, возглавляемая философами-царями.

Короче говоря, симпозиум отражал человеческую природу со всеми ее плюсами и минусами. Но при условии соблюдения всех правил, заключал Платон, добро на симпозиуме способно перевесить зло. Интересно, что основным методом обучения в его Академии, основанной в 360 году до н. э. близ Афин, была диалектика, то есть диалог.

Платон преподавал философию в своей Академии более сорока лет. По воспоминаниям современников, после каждого дня лекций и дебатов учителя ели и пили вместе с учениками, чтобы «насладиться обществом друг друга в процессе освежающих научных дискуссий». В соответствии с указаниями Платона вино подавали в умеренных количествах, и участники обеда прекрасно чувствовали себя на следующий день. Музыкантов или танцоров не было, поскольку Платон считал, что образованные люди должны развлекаться, поочередно «говоря и слушая». Сегодня в том же формате проходят научные семинары и симпозиумы, на которых участники выступают поочередно, а дискуссии поощряются.

Амфора культуры

Тщательно откалиброванные социальные различия, непревзойденная культурная сложность и философия гедонизма стали олицетворением греческой культуры. Эти ценности вместе с греческим вином были экспортированы далеко за пределы Греции, что подтверждают археологические находки греческих винных кувшинов и амфор по всему миру.

Страница 27