Размер шрифта
-
+

История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке - стр. 9

В египетском храме портал входа наоборот понижается, чтобы восприятие пилонов как единой стены осталось максимально целостным, т. к. портал читается только на близком расстоянии. Однако наклонные образующие двух антов (пилонов) удерживают общее композиционное решение фасада (Рис. 1.12).

Рельеф, которым покрыты все стены и стволы колонн, подчинен той же цели сохранению плоскости. Рельеф монотонно развивается по поверхности стены или колонны, он представляет собой размещенные один над другим ряды движущихся объектов. Ряды разделены один от другого только тонкой линией. На всех рельефах присутствует исключительно передний план, второй план не изображается (Рис. 1.13).

В решении внутреннего пространства залов храмов главенствует впечатление от центрального прохода с огромной дверью. Она здесь играет самую активную роль (Рис. 1.14). Дверь окружена колоссальными колоннами, очень часто поставленными в пространстве зала (Рис. 1.15). Определяющим в этом решении была невозможность конструктивно обеспечить значительный пролет между колоннами. Однако вынужденное конструктивное решение позволило создать необыкновенно сильный эффект концентрации внимания на огромной двери. Ведь там за этой дверью находилось святая святых – красная ладья бога Амона. В определенный час, когда лучи заходящего солнца попадали в центральный проход храма, выносилась красная ладья Амона, украшенная пурпуром и золотом. Она символизировала путешествие Амона в потусторонний мир. Впечатление от этого красочного представления было чрезвычайно внушительным. Этому моменту с его воздействием на верующих подчинено все в архитектуре храма.

Однако этот период египетской культуры отмечен симптомами некоторого упадка стилевой целостности искусств. Колонна храма теряет признаки ее естественного предназначения в стоечно-балочной системе, где она должна нести тяжесть балочного перекрытия. И если в первых ордерных системах пружинящая образующая колонны и поверхность ее, расчлененная на отдельные доли, отражали именно это предназначение стойки, то в поздних храмах колонна превращена в огромный столб, испещренный барельефами с прямолинейной гранью (Рис. 1.16).

Если обратиться к способу изображения фигуры человека в рельефах и росписях, то прослеживается единый принцип. Еще в Древнем царстве фигура на плоскости расчленялась с помощью изображения головы в профиль, туловища, напротив, в анфас и, снова – ноги в профиль. Конечно, это способствовало более глубокому восприятию. Однако одновременно это определялось и неумением изображать предмет в пространстве (Рис. 1.17.). Искусство в период Нового царства отказывается от иератической скованности образов. Лица начинают выражать чувства радости или крайнего гнева. (Рис. 1.18) Однако позы, в которых изображаются люди или боги, остаются строго традиционными. Этого требовали религиозные правила (Рис. 1.19). Капитель колонны чаще превращается в закрытый цветок лотоса, а колонна заменяется скульптурой.

Страница 9