Размер шрифта
-
+

История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке - стр. 15

Сам театр, как уже отмечалось, располагался на склонах холма (Рис. 2.32, Рис. 2.33). На круглой сцене – схене происходило действие. Актерами были только мужчины. Актер выступал в маске и на деревянных скамеечках, которые привязывались к каждой ноге и назывались «котурны». Маски позволяли прочитать соответствующий образ с самых верхних рядов и служили также усилителями звука, акустика была превосходной. А котурны способствовали тому, чтобы у зрителей, сидящих в верхней части театра не складывалось искаженного восприятия актера, т. к. сверху актер виден не фронтально, как с нижних рядов, а больше в проекции сверху. (Рис. 2.34).


2.33 Театр Диониса. Реконструкция.


Поскольку архаическая эпоха – это эпоха дорян, то театр этого времени необходимо рассматривать как отражение культуры именно этого народа. И нужно отметить, что уже в литературе и театре наличествуют признаки стиля, рожденного этим народом. Стиль эпохи отмечен спокойствием, взвешенностью наряду с внутренней страстностью.


2.35 Скульптурный портрет Эсхила.


Замечательным представителем плеяды драматургов архаической эпохи был Эсхил (Рис. 2.35). Эсхил жил в эпоху греко-персидских войн, т. е. в VI–V в. до н. э. Сам участвовал в знаменитых сражениях при Марафоне и Саламине. Он написал 90 трагедий, сохранилось 7. Его трагедия «Прикованный Прометей» и трилогия «Орестея» не сошли со сцены и сегодня. Образ Прометея, защитника и спасителя человечества, давшего ему огонь, который он похитил у Зевса, научившего людей строить корабли и жилища, приручать животных, распознавать лекарственные растения, преподавшего науку чисел и грамоту, – ярчайший и сильнейший образ. Зевс наказал за это Прометея и приковал его к скале. Орел же должен был выклевывать ему печень.

Знай хорошо, что я б не променял
Своих скорбей на рабское служенье,
Мне лучше быть прикованным к скале,
Чем верным быть прислужником Зевеса.
«Прометей» Эсхил

В этих замечательных словах кроется философия общества, общества гордых дорян, представленного в эту эпоху городом-государством Спартой с ее могучими и стойкими жителями – спартанцами (Рис. 2.36. Руины Спарты).

Можно представить себе, какое впечатление производили столь сильные произведения, да еще и поставленные в театре, на зрителей. Трагедия с ее глубокими чувствами и яркими героями с цельными и сильными характерами, с четкой и последовательной линией развития сюжета отличает литературные произведения этой эпохи.

Разрушение дорянами этнической культуры Греции в начале периода их экспансии приводит к художественному оскудению. Разрушение предшествующей Эгейской крито-микенской культуры, которая была связующим переходным звеном от египетской культуры к античной, привело к возникновению новых художественных традиций. Новый стиль, который последовал за крито-микенской культурой с полным основанием можно назвать дорическим. Дорический стиль, как и любой другой, объединил все искусства. Его черты прослеживаются, как мы наблюдали, уже в литературе и театральном искусстве и раскрываются с особенной ясностью в искусстве росписи ваз, в скульптуре и в архитектуре. К концу архаического периода складывается стройная система художественной культуры Греции.

Страница 15