Размер шрифта
-
+

История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке - стр. 17

И, наконец, дорический стиль в архитектуре. Приступая к рассмотрению особенностей стиля в архитектуре, сначала нужно ввести понятие ордера и ордерной системы. Ордер – это художественная трактовка стоечно-балочной системы, иначе говоря, основной конструктивной системы зданий той эпохи, которая просуществовала очень продолжительное время в архитектуре, являясь основной конструкцией всех зданий и сооружений. Наряду с новыми конструктивными системами мы пользуемся стоечно-балочной системой и по сей день, когда применяем в качестве несущих элементов здания стойку и балку. Однако древним недостаточно было видеть только конструктивную сущность, они хотели придать конструкции красоту. Поэтому ордер появился еще в Египте. При строительстве храмов египтяне применяли свой достаточно тяжеловесный ордер. Однако египетский ордер не лишен выразительности и тектонической логики. Ордер включает в себя опору – колонну с ее основанием или базой, если таковое имеется, как, например, в ионическом или коринфском ордере, и капителью. Капитель завершает колонну сверху в месте операния на нее несущей балки- архитрава. Ордер венчается в верхней части антаблементом, в который в свою очередь входят архитрав, фриз, карниз (Рис. 2.39).


2.40 Посейдония (Пестум). Храм Посейдона (ок.450 г. до н. э. Общий вид с северо-востока)


Ордер является конструктивной и художественной основой всего храмового строительства античной Греции. И когда мы вглядываемся в дорический храм архаической эпохи, мы видим, прежде всего, его целостность, соподчиненность его частей, прочность и величественность. Для примера рассмотрим храм Посейдона в Пестуме. Посейдония – это небольшая греческая колония на территории Италии, которая просуществовала сравнительно недолго. Храм Посейдона – одно из самых значимых и ярких сооружений архаической эпохи. Храм сохранился не очень хорошо (Рис. 2.40). Однако исследователи архитектуры провели его реконструкцию (Рис. 2.41). Одновременно с исследованием храма Посейдона была проведена реконструкция храма Афайи на острове Эгина. Рассмотрим реконструкцию Фуртвенглера (Рис. 2.42). Ему удалось тонко восстановить особенности стиля архаической дорики. На основе этой реконструкции легче провести анализ дорического стиля в архитектуре. Здание отличается ясностью в общем членении фасада на несущую конструкцию, т. е. ряд колонн, и на фронтон, который на них опирается. Все шесть колонн прорезаны канелюрами, желобками сверху донизу. Канелюры создают ощущение движения вверх, к главному месту передачи тяжести, которое отмечено капителями. Капители через абаки, плиты в верхней части капители, воcпринимают и передают нагрузку от архитравных балок на стволы колонн. Три маленькие бороздки перехватывают сужающийся кверху ствол колонны перед самой капителью. Колонны как будто собирают все силы перед самым важным моментом – воспринять на себя всю тяжесть крыши. Капитель имеет слегка прогнутую образующую эхина (чаша капители), как будто пружинящего под навалившейся тяжестью. Однако колонна остается стоять непоколебимо. На мощную архитравную балку укладывались поперечные более легкие балки, и сначала между их торцами оставалось ничем не заполненное расстояние. Позже, как мы видим в храме Посейдона, расстояния между поперечными балками закрывают плоскими квадратными вставками, называемыми метопами. Чаще метопы украшались барельефами. Торцы поперечных балок получили расчлененность тремя бороздками, возможно по числу составных частей балок, и украсились капельками, переработанными в пластические каменные элементы, бывшие ранее верхами деревянных клиньев. Эти торцы назвали триглифами. Фриз получил сильно расчлененную поверхность, которая позволяет перейти от гладкой тяжеловесной «работающей» архитравной балки к украшенному барельфами фронтону. Фронтон – главная венчающая часть здания. Барельеф восточного фронтона подчинен энергичному решению архитектурной формы, в результате чего налицо синтез архитектуры и скульптуры, их слияние в единое целое по замыслу автора. Крайние колонны поставлены под самыми концами фронтона, а каждая из оставшихся приходится под фигурами поверженных воинов. В центре размещена фигура Афины Паллады (Рис. 2.43). Она главенствует в композиции и удерживает ее как единое целое. Мы не знаем, как окрашивали эллины свои храмы. Сегодня мы видим памятники этой эпохи в благородной белизне мрамора, из которого построено большинство из них. Возможно, такое восприятие памятника позволяет легче оценить его достоинства, почувствовать гармонию этой архитектуры в ее естественной тяжеловесности, непоколебимости, строгости и в то же время необыкновенной изысканности форм. Однако эллины окрашивали свои храмы. И делали это очень тонко, подчеркивая благородные формы сооружения. Сегодня мы можем это увидеть только в реконструкциях, которые сделаны после длительных исследований (Рис. 2.44).

Страница 17